В случаях, если для целей контроля ЭДТ при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза требуется представление во внутренний таможенный орган оригиналов документов, следующих с товаром, на бумажных носителях (для сверки с образцами подписей и пр.), внутренним таможенным органом могут быть запрошены:
– копии соответствующих документов у внешнего таможенного органа по факсу;
– копии соответствующих документов в отсканированном виде у внешнего таможенного органа по электронной почте;
– копии соответствующих документов в отсканированном виде в режиме обмена информацией с использованием штатного программного средства.
При этом по запросу оригиналы документов направляются внешним таможенным органом по почте во внутренний таможенный орган не позднее следующего дня после выпуска товаров. Копии указанных документов хранятся во внешнем таможенном органе. После получения внутренним таможенным органом оригиналов документов они сверяются с полученными в ходе таможенного контроля ЭДТ документами, полученными от внешнего таможенного органа по факсу, по электронной почте или с использованием штатного программного средства, и хранятся в архиве вместе с распечатанной копией ЭДТ.
Из положений приказа ФТС №845 от 22.04.11
Одна из проблем электронного декларирования заключается в том, что инспектору трудно проверить достоверность получаемых документов. Даже графические изображения документов, которые может прислать в декларант могут быть ненастоящими и сделанными в графическом редакторе. Один из вариантов решения данной проблемы – запросить у декларанта оригиналы документов (сообщение CMN.11208 «Запрос на предоставление оригинала документа»). И данное решение сработало, если бы декларант находился недалеко от таможенного органа. В качестве технического решения этой проблемы в технологии информационного взаимодействия существует порядок запроса оригиналов документов с их предоставлением (запросом на сканирование) в близлежащий таможенный орган.
Отметим, что зачастую таможенные органы запрашивают оригинал сертификат о происхождении товара, который может находится в другом таможенном органе (вместе с товаросопроводительными документами).
Порядок предоставления оригинала документов можно разделить на шаги:
1. Во время таможенного оформления таможенный инспектор направляет декларанту запрос оригинала документа. Данный запрос фиксируется сервером АПС ЭПС и пересылается декларанту.
2. Декларант получает запрос и формирует на него ответ из программы ВЭД-Декларант.
2.1 В окне подготовке документов нажать правой кнопкой на запросе оригинала и в контекстном меню выбрать пункт “Ответ на запрос оригинала документа…”
2.1 В появившемся окне выбрать пункт «Запрос на сканирование» (если оригинал документа уже находится в таможенном органе) или «Предоставления оригинала очно» (если оригинал нахолодится у декларанта и его нужно предоставить в таможню). Пункт «Идентификатор отсканированного документа» выбирается в том случае, если вы уже проходили процедуру сканирования оригинала документов в таможенных органах и у вас имеется идентификатор сканированного документа.
2.2 В случае выбора «Запроса на сканирование» в следующем окне необходимо указать таможенный орган (в котором находится оригинал документов), дату сканирования и комментарий. После этого нажать кнопку «ОК». Запрос будет отправлен.
В случае выбора «Предоставления оригинала очно» указать причину предоставления оригинала очно и нажать кнопку «ОК». В результате запрос будет отправлен.
3. После получения кода таможенного органа ЕАИС (АПС ЭПС) направляет информацию о запросе на сканирования или визите декларанта в указанный таможенный орган. При этом проверяется наличие технической возможности сканировать и предоставлять необходимые документы. Если сканирование возможно, то приходит сообщение CMN.11209 «Уведомление о возможности сканирования».
В случае визита декларанта – декларант прибывает в таможенный орган для сканирования и предоставляет необходимые документы.
4. Таможенный инспектор проверяет документы, выполняет сканирование и загружает необходимые документы в специализированный архив. В результате загрузки документов в архив формируется идентификатор сканированного документа;
5. Идентификатор сканированного документа передается в ЕАИС, а затем таможенному инспектору, проверяющему ДТ. Инспектор по полученному идентификатору загружает документы из архива. Отметим, что идентификатор и сам документ также передается декларанту для его возможного использования при оформлении новых деклараций.
Информационное письмо таможни о запросе оригиналов документов.