Предварительное информирование (ПИ) — это технология представления в таможенные органы сведений о товарах до их фактического прибытия на территорию ЕАЭС. Предварительную информацию в таможенный орган представляют участники ВЭД. Состав ПИ и порядок ее представления зависит от вида транспорта, на котором товары прибывают в пункт пропуска. В данной статье будет рассмотрено представления ПИ для автомобильного транспорта с помощью программы СТМ ВЭД-Декларант.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Для подачи автомобильного ПИ нужно знать и понимать нормативно-правовые документы, которые регулируют применение данной технологии. К таковым относятся:
– Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 52 от 10.04.2018.
– Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 56 от 17.04.2018;
Решением Коллегии ЕЭК № 52 от 10.04.2018 определен формат номера предварительной информации, который имеет вид XX/ДДММГГ/000000000. Отметим, что до вступления в силу данного документа формат номера предварительной информации был другим и включал код таможенного органа, вид транспорта и т.д. В некоторых программах такой номер ПИ до сих пор встречается.
Ключевыми положениям Решения Коллегии ЕЭК №56 являются:
– ПИ представляется до прибытия товаров на таможенную территорию Союза, но не позднее чем за 2 часа до уведомления таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза;
– ПИ может не представляться в случае ввоза транспортного средства международной перевозки без товаров;
– ПИ представляется по каждому транспортному (перевозочному) документу отдельно.
СХЕМА ПОДАЧИ ПИ
Порядок предоставления предварительной информации в таможенный орган представлена на следующей схеме:
Приведенная схема состоит из шести шагов и включает взаимодействие декларанта, перевозчика и должностного лица таможни посредством Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов (ЕАИС ТО). Ниже представлено описание каждого из шагов данной схемы.
Шаг 1. Декларант за 2 часа до прибытия груза создает и отправляет в ЕАИС ТО пакет предварительной информации о товарной партии. Подготовка предварительной информации происходит в программном средстве ВЭД-Декларант. Отметим, что отправка данных в приведенной схеме происходит через информационную систему оператора электронного декларирования. Для отправки данных требуется электронная подпись.
Шаг 2. ЕАИС ТО обрабатывает полученные данные и присваивает им идентификационный номер (пример номера: RU/221121/000000003). Данный идентификатор передается декларанту. Полученный идентификационный номер ПИ в программном средстве декларанта может интерпретироваться в виде штрих кода:
Если предоставленные данные содержат ошибки, то вместо идентификационного номера декларанту передается протокол с выявленными ошибками.
Шаг 3. Декларант передает полученный идентификационный номер перевозчику. Перевозчик прикладывает полученный идентификационный номер к товаросопроводительным документам. Передача идентификационного номера от декларанта перевозчику зачастую происходит через мессенджеры или электронную почту. Перевозчик (водитель) при прибытии в пункт пропуска, помимо товаросопроводительных документов, предъявляет должностному лицу таможенного органа идентификационный номер ПИ (иногда его предъявляют в распечатанном виде с соответствующим штрих-кодом).
Шаг 4. Должностное лицо таможенного органа производит ввод данных об идентификационном номере ПИ в свое программное средство (КПС АПП) для выполнения запроса предварительной информации из ЕАИС ТО.
Шаг 5. ЕАИС ТО обрабатывает запрос на предоставления данных. Если идентификационный номер не был использован, то должностному лицу таможенных органов передается предварительная информация, которую на шаге 1 предоставил декларант.
Шаг 6. Должностное лицо сверяет данные в ПИ с данными в товаросопроводительных документах и оформляет прибытие товара. При этом декларанту передается уведомление об использовании ПИ.
На этом информационный обмен по предоставлению предварительной информации считается завершенным.
Важно, что декларант может до получения уведомления об использовании ПИ вносить в предварительную информацию изменения. При этом внесенные изменения должны также передаваться в ЕАИС ТО.
ПРАКТИКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ИЗ ПРОГРАММЫ ВЭД-ДЕКЛАРАНТ
Для подачи предварительной информации в таможенные органы необходимы следующие программы:
1. ВЭД-Декларант. Программа позволяет подготовить ПИ. Кроме подготовки ПИ данная программа позволяет создавать ДТ, ТД, КДТ, ДТС и т.д.
Установочный комплект https://ftp.ctm.ru/ctm/DCL/SFX/setup_dl.exe
2. Монитор ЭД. Программа является модулем ВЭД-Декларант и служит для передачи сведений в таможенные органы в электронном виде.
Установочный комплект https://ftp.ctm.ru/ctm/MONITOR_ED/SFX/setup_me.exe
3. Крипто ПРО. Данная программа является средством криптографической защиты информации и предназначена для наложения электронной подписи с помощью национальных алгоритмами шифрования.
Установочный комплект https://www.cryptopro.ru (для скачивания необходимо пройти процедуру регистрации на сайте).
Кроме перечисленных программ потребуются подключение к системе электронного декларирования и наличие квалифицированной электронной подписи. Для их получения можно обратиться в ООО «Инфотех».
ПОДАЧА ПИ ИЗ ПРОГРАММЫ ВЭД-ДЕКЛАРАНТ НА ОДНУ ТОВАРНУЮ ПАРТИЮ
Предварительное информирование может подаваться на одну товарную партию или на несколько. В данном разделе рассмотрим порядок подготовки и подачи ПИ в случае, когда в транспортном средстве заявлена одна товарная партия.
Для подготовки и подачи ПИ из программы ВЭД-Декларант необходимо:
1. На панели инструментов нажать кнопку «Создать новую ДТ».
2. В появившемся окне «Создание ДТ (ТД)» установить переключатель «С чистого листа» и нажать «ОК».
3. В окне «Таможенные процедуры» выбрать вкладку «Предварительная информация», затем выделить строку «АМ ПИ…» и нажать «ОК».
4. В появившемся бланке ПИ необходимо заполнить поля об отправителе, получателе, перевозчике, транспортных средствах, товаре и документах
Важными для заполнения являются:
– графа 7. В данной графе нужно указать 05, если товары после прибытия товары размещаются на СВХ, или 06, если после прибытия товары будут помещаться под процедуру таможенного транзита.
– Графа 30. В случае если в 7-й графе указано значение 05, то необходимо заполнить графу 30. В данной графе указывается сведений о СВХ, на котором будут размещены товары после прибытия. При этом обязательно указывается планируемое время размещения.
– Ожидаемое прибытие. Данные поля находятся в нижней части бланка. В полях необходимо указать информацию о таможенном органе прибытия и планируемой дате прибытия.
5. После заполнения всех необходимых сведений вызвать меню передачи и выбрать пункт «Передать ПИ о товарах, ввозимых автотранспортом».
После этого произойдёт отправка ПИ в ЕАИС ТО. Программа ВЭД-Декларант в отдельном поле будет отображать статус отправки.
6. После обработки ПИ в ЕАИС ТО статус документа изменится на «ПИ зарегистрирована», и в отдельном поле будет отображен регистрационный номер ПИ. Среднее время обработки ПИ 3 минуты.
Данный регистрационный номер может быть скопирован или распечатан в виде штрих-кода для последующей передачи перевозчику.
7. После того как предварительная информация будет предъявлена в таможенный орган, статус документа изменится на «ПИ использована». Подробную информацию о смене статусов можно увидеть в журнале регистрации документов, который вызывается нажатием на кнопку «>>» в верхней части окна заполнения бланка ПИ.
Отметим важное упрощение при подготовке ПИ в программе ВЭД-Декларант: программа позволяет преобразовать ДТ в ПИ и ПИ в ДТ. Для этого достаточно в графе 1 вызвать диалог выбора таможенных процедур и указать необходимое значение. После этого программа изменит бланк в требуемый и преобразует необходимые значения в графах.
ПОДАЧА ПИ ИЗ ПРОГРАММЫ ВЭД-ДЕКЛАРАНТ НА НЕСКОЛЬКО ТОВАРНЫХ ПАРТИЙ
На практике часто встречается ситуация, когда ПИ подается на несколько товарных партий. Данные товарные партии загружены в одно транспортное средство и перевозятся в адрес разных получателей. В этом случае в таможенный орган подается одна ПИ, которая включает в себя сведения обо всех товарных партиях.
Процесс подготовки ПИ для первой товарной партии в транспортном средстве полностью совпадает с рассмотренным ранее порядком. Отличие заключается лишь в том, что после внесение сведений о товарной партии необходимо добавлять еще одну товарную партию и заполнить ее. В этом случае ПИ должна оформляться грузоперевозчиком или лицом, владеющим информацией о всех товарных партиях. Для добавления товарных партий необходимо:
1. На панели инструментов вызвать список товарных партий.
2. В окне «Список товарных партий» нажать кнопку «Добавить» и выбрать из диалога подходящий способ создания товарной партии. Отметим, что на практике сведениями о других товарных партиях обычно предоставляются декларантом в электронном виде. В этом случае в последнем диалоге можно выбрать режим создание товарной партии «По образцу…» и выбрать подходящую ДТ, ТД или ПИ из списка загруженных в базу ВЭД-Декларант документов.
3. В результате откроется чистый бланк заполнения товарной партии. В нем необходимо заполнить имеющиеся поля. Необходимо обратить внимание, что сведения о транспортном средстве и перевозчике будут недоступны, т.к. они уже заполнены в первой товарной партии.
Для перемещения между товарными партиями над второй графой представлены кнопки перемещения.
Добавление следующих товарных партий происходит через окно «Список товарных партий». Количество товарных партий не ограничено.
Отправка ПИ происходит из бланка заполнения первой товарной партии.
ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПИ
Среди вопросов, которые возникают при подготовке ПИ, можно отметить следующие:
1. Как внести изменения в ПИ?
Внесение изменений в ПИ происходит в статусе «ПИ зарегистрирована». Для отправки изменений нужно в меню передачи выбрать пункт «Запрос на внесение изменений в ПИ».
2. Что делать, если из информационной системы таможни долго на приходит регистрационный номер ПИ?
На практике иногда случаются ситуации, когда регистрационный номер ПИ не приходит более 10 минут. В этом случае можно сделать копию ПИ и отправить ее еще раз. Для создания копии ПИ необходимо зайти в главное меню и выбрать пункт Документ->Сохранить под новым номером… В результате программа создаст копию исходной ПИ, которую через меню передачи можно отправить в таможенный орган повторно.
3. Какие документы указывают в 44-й графе ПИ?
Наша практика показывает, что в автомобильном ПИ декларанты чаще всего указывают данные о накладной, спецификации и инвойсе.
4. Может ли УИН Описи из транзитной декларации заменить ПИ?
Да, действительно идентификационные сведения поданной транзитной декларации могут выступать в качестве ПИ (см. приказ Минфина России № 144н от 30 августа 2016 года), но на практике такой подход пока не получил широкого применения.
5. Инспектор требует предоставить ПИ в другом виде. Предоставленная АМ ПИ ему не подходит. Что делать в этом случае?
В некоторых пунктах пропуска требуют предоставлять вместе с ПИ больше сведений. Сведения, которые указаны АМ ПИ может оказаться недостаточно для проведения необходимых операций в пункте пропуска при прибытии. В этом случае рекомендуется преобразовать АМ ПИ в ДТ ПИ. Для этого в графе 1 нужно вызвать справочник процедур и выбрать пункт ДТ ПИ. После этого бланк изменится и в нем необходимо заполнить недостающие сведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка и отправка предварительной информации является важной операцией, которая зачастую предшествует помещению товара под разные таможенные процедуры. Качество подготовки ПИ значительно ускоряет пропуск груза на границе и может влиять на прохождения автоматической регистрации при транзите товара.