Информируем о том, что с 1 августа 2021 г. вступает в силу Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о Союзе), предусматривающий внесение изменений в Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов и Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложения № 5 и 8 к Договору о Союзе).
В соответствии с частью 8 статьи 398 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) с 1 августа 2021 года начинают применяться положения статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 – 70 Федерального закона.
В связи с началом применения указанных статей Федерального закона изменяются порядки:
– уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
– исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей, в том числе при взыскании задолженности;
– применения авансовых платежей;
– уплаты и возврата процентов;
– уплаты, взыскания и возврата таможенных сборов;
– возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Одновременно с указанными статьями Федерального закона вступают в силу несколько нормативных правовых актов (перечень приведен ниже), на основании которых начинают в полном объеме применяться разработанные ФТС России информационные технологии в части электронного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Применение данных технологий значительно облегчает заполнение документов, используемых при взаимодействии участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов по вопросам уплаты, взыскания и возврата таможенных и иных платежей
и предусматривает в том числе заполнение таможенных документов в автоматическом режиме без участия должностных лиц таможенных органов.
Основные изменения касаются следующих вопросов.
1) Уплата таможенных платежей путем распоряжения авансовыми платежами
С 1 августа 2021 года уплата таможенных и иных платежей возможна только путем внесения на лицевой счет плательщика авансовых платежей (по коду бюджетной классификации, установленному для авансовых платежей) и последующего распоряжения такими авансовыми платежами в счет уплаты следующих видов платежей:
– ввозная таможенная пошлина;
– вывозная таможенная пошлина;
– налог на добавленную стоимость и акцизы;
– таможенные сборы;
– специальная пошлина;
– антидемпинговая пошлина;
– компенсационная пошлина;
– проценты;
– пени;
– утилизационный сбор, взимаемый в отношении колёсных транспортных средств и прицепов к ним.
Аналогичный порядок с 1 августа 2021 году будет применяться в отношении денежного залога за исключением денежного залога, вносимого в качестве обеспечения исполнения обязательств организации об использовании приобретенных акцизных марок.
В случае если привнесении авансовых платежей плательщиком в платежном документе вместо КБК авансовых платежей ошибочно будет указан иной КБК, то таможенные органы самостоятельно произведут уточнение КБК. Такое уточнение может занять по времени до двух рабочих дней.
Переход на уплату таможенных и иных платежей с использованием авансовых платежей позволит участникам внешнеэкономической деятельности сократить количество кодов бюджетной классификации, используемых в настоящее время при уплате таможенных и иных платежей, в три раза. Для уплаты платежей плательщикам достаточно будет оформить один платёжный документ по коду бюджетной классификации авансовых платежей вместо оформления платёжных документов по 70 отдельным кодам бюджетной классификации таможенных и иных платежей.
2) Уплата платежей по целевым кодам бюджетной классификации
После 1 августа 2021 года непосредственно по кодам бюджетной классификации, осуществляется уплата следующих платежей:
– утилизационный сбор, взимаемый в отношении самоходных машин и прицепов к ним;
-денежные средства, предназначенные для приобретения акцизных марок;
– денежный залог, вносимый в качестве обеспечения исполнения обязательств организации об использовании приобретенных акцизных марок, по которым обязательство организации не исполнено;
– государственная пошлина за принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;
– денежные возмещения в размере двукратной суммы ущерба, причиненного преступлениями, в целях освобождения от уголовной ответственности;
– штрафы, назначенные в качестве наказания по уголовным делам;
– судебные штрафы, назначенные в качестве меры уголовно-правового характера;
– денежные средства, перечисленные в качестве возмещения ущерба по уголовным делам;
– административные штрафы, издержки по делам об административным правонарушениям.
3) Распоряжение авансовыми платежами
В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается:
подача лицом, внесшим авансовые платежи, или таможенным представителем от имени и по поручению этого лица декларации на товары или корректировки декларации на товары;
подача лицом, внесшим авансовые платежи, заявления, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 277 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС);
подача заявления о возврате авансовых платежей или заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога;
подача заявления об использовании авансовых платежей в связи с получением уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней;
подача заявления о зачете авансовых платежей в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 204 Федерального закона.
Подача корректировки декларации на товары (КДТ, КДТЭГ) в качестве распоряжения авансовыми платежами в целях погашения задолженности по уплате таможенных платежей применяется в случае, если таможенное декларирование товаров осуществлялось с применением ДТ (ДТЭГ).
Письма плательщика о распоряжении авансовыми платежами в целях погашения задолженности с 1 августа 2021 года таможенными органами будут рассматриваться как несоответствующие установленному Федеральным законом порядку распоряжениями авансовыми платежами.
Подача в качестве распоряжения авансовыми платежами в целях погашения задолженности заявления об использовании авансовых платежей в связи с получением уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяется в случае, если сумма неуплаченных таможенных платежей исчислена в расчете таможенных платежей.
Подача КДТ на погашение задолженности осуществляется в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утверждённого решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289 (далее – Порядок).
В целях ускоренного рассмотрения таможенным органом поданной КДТ на оплату задолженности рекомендуем вносить изменения в декларацию на товары только по графе 47 (начисление пеней) и по графе «В» (распоряжение авансовыми платежами в счёт погашения задолженности). В указанном случае КДТ подлежит рассмотрению таможенным органом не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем её подачи (абзац 3 пункта 16 Порядка). Если одновременно с внесением изменений по графам 47 и «В» будут вноситься изменения по другим графам декларации на товары, то срок рассмотрения КДТ составляет до 30 календарных дней (абзац второй пункта 16 Порядка).
4) Возврат авансовых платежей
Заявление о возврате авансовых платежей подается лицом, на лицевом счете которого учтены остатки авансовых платежей, в срок не позднее трех лет со дня, следующего за днем последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
Если распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, срок подачи заявления о возврате авансовых платежей исчисляется со дня, следующего за днем последнего отражения на лицевом счете сумм поступивших авансовых платежей, либо со дня зачета в счет авансовых платежей излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм таможенных платежей, денежного залога, которые приобрели статус авансовых платежей.
Таможенные органы, уполномоченные на осуществление возврата авансовых платежей, определены приказом ФТС России от 29.04.2019 № 727.
В случае нарушения сроков возврата авансовых платежей, установленных частью 22 статьи 36 Федерального закона, подлежат выплате проценты.
5) Возврат (зачет) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных и иных платежей
Случаи, при которых суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату, определены статьей 67 ТК ЕАЭС.
В соответствии с частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Исчерпывающий перечень документов, на основании которых выявляется факт излишней уплаты или излишнего взыскания сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, определен частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС.
Зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей производится на код бюджетной классификации авансовых платежей, за исключением излишне уплаченных (взысканных) сумм ввозных таможенных пошлин, зачет которых осуществляется на код бюджетной классификации ввозных таможенных пошлин.
Остаток денежных средств, учитываемый на коде бюджетной классификации ввозных таможенных пошлин, может быть использован для уплаты ввозных таможенных пошлин.
6) Применение авансовых платежей при внесении обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона внесение денежного залога осуществляется посредством использования авансовых платежей в счет обеспечения исполнения обязанностей.
Такое распоряжение осуществляется посредством подачи соответствующего заявления, оформляемого в виде документа на бумажном носителе или электронного документа через Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.
При подаче электронного заявления оформление принятия денежного залога осуществляется информационной системой без участия должностных лиц таможенных органов при наличии достаточного остатка авансовых платежей на лицевом счете плательщика. Таможенная расписка, подтверждающая принятие денежного залога, формируется, как правило, в течение двух минут с момента подачи заявления о зачете авансовых платежей, что позволяет участникам внешнеэкономической деятельности оперативно внести изменения в декларацию на товары, заявив в ней сведения о регистрационном номере таможенной расписки.
Принятый денежный залог в случае исполнения или прекращения обеспеченной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов полежит возврату в форме зачета в счета авансовых платежей не позднее пяти рабочих дней со дня исполнения (прекращения) такой обязанности. Возврат денежного залога осуществляется без представления участником внешнеэкономической деятельности заявления о таком возврате, за исключением случаев, когда обеспеченная обязанность не возникла либо когда денежный залог внесен в качестве генерального обеспечения. В таких случаях возврат осуществляется на основании заявления, поданного в том числе в электронном виде через Личный кабинет.
При подаче заявления о возврате денежного залога в электронном виде решение о зачете денежного залога в счет авансовых платежей принимается информационной системой автоматически без участия должностных лиц таможенных органов.
Обращаем внимание, что одновременно с указанными статьями Федерального закона с 1 августа 2021 года вступают в силу следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. № 925 «О требованиях к операторам таможенных платежей, порядке организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и Федеральной таможенной службой, порядке обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 285».
2. Приказ ФТС России от 29 апреля 2019 г. № 727 «Об утверждении Порядка ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, и об определении таможенных органов, уполномоченных на принятие и рассмотрение заявления о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также об определении таможенных органов, уполномоченных на осуществление возврата авансовых платежей и возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы».
3. Приказ ФТС России от 16 января 2019 г. № 33 «Об утверждении формы заявления об использовании авансовых платежей в связи получением уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней и порядка представления его лицом, внесшим авансовые платежи».
4. Приказ ФТС России от 14 января 2019 г. № 25 «Об утверждении формы заявления о зачете денежного залога в счет авансовых платежей, оформленного в виде электронного документа, перечня сведений, подлежащих указанию в заявлении о зачете денежного залога в счет авансовых платежей, оформленном в виде электронного документа, порядка заполнения и представления в таможенный орган заявления о зачете денежного залога в счет авансовых платежей, оформленного в виде электронного документа, и порядка рассмотрения заявления о зачете денежного залога в счет авансовых платежей и информирования заявителя об отказе в зачете денежного залога в счет авансовых платежей».
5. Приказ ФТС России от 14 января 2019 г. № 26 «Об утверждении формы заявления о прекращении использования генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, внесенного в форме денежного залога, в виде электронного документа, перечня сведений, подлежащих указанию в заявлении о прекращении использования генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, внесенного в форме денежного залога, в виде электронного документа, порядка заполнения и представления в таможенный орган заявления о прекращении использования генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, внесенного в форме денежного залога, в виде электронного документа и порядка рассмотрения заявления о прекращении использования генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, внесенного в форме денежного залога».
6. Приказ ФТС России от 14 января 2019 г. № 27 «Об утверждении формы заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога, и порядка представления лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога».
7. Приказ ФТС России от 22 января 2019 г. № 88 «Об утверждении формы акта выверки расходования денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также порядка проведения выверки расходования денежных средств и предоставления акта выверки расходования денежных средств, внесенных
в качестве авансовых платежей».
8. Приказ ФТС России от 10 января 2019 г. № 7 «Об утверждении формы заявления о возврате авансовых платежей и порядка его подачи, формы решения таможенного органа о возврате авансовых платежей и уведомления об отказе в возврате авансовых платежей».
9. Приказ ФТС России от 22 января 2019 г. № 87 «Об утверждении формы уведомления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также порядка направления такого уведомления».
10. Приказ ФТС России от 7 мая 2019 г. № 766 «Об утверждении формы заявления о выплате процентов, а также порядка подачи заявления о выплате процентов».
11. Приказ ФТС России от 25 февраля 2019 г. № 321 «Об утверждении форм заявления лица, внесшего авансовые платежи, о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, порядка подачи лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также порядка предоставления таможенным органом такого отчета».
12. Приказ ФТС России от 28 февраля 2019 г. № 340 «Об утверждении формы подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов».
Источник: Сибирское таможенное управление