По итогам трех кварталов 2023 года серьезно выросли поставки продукции из Китая в Россию – на 56,9%. В РФ были ввезены китайские товары на $81,4 млрд, сообщили таможенные органы КНР.
И это неудивительно, ведь все больше российских импортеров обращают свое внимание на рынок этой страны. Во многом это связано с тем, что ужесточение санкционной политики не дает возможности вести бизнес с европейскими государствами. К тому же на этом фоне китайская продукция набирает свою популярность. Спрос на нее растет из-за большого ассортимента, довольно высокого качества и сравнительно низкой стоимости.
Однако для того, чтобы вести работу с рынком КНР, нужно знать о существующих рисках и понимать принципы ведения бизнеса с китайскими партнерами.
Этому был посвящен совместный вебинар Всероссийской общественной организации «Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей» (РАСПП) и Asia Import Group, прошедший 15 ноября.
Спикерами на мероприятии выступили секретарь Генерального совета РАСПП Максим Спасский и руководитель отдела по таможенному оформлению Asia Import Group Василий Богомазов.
Как вести бизнес с КНР?
В ходе своего выступления Максим Спасский озвучил основные правила ведения бизнеса с Китаем. Они заключаются в необходимости строить стратегию работы с КНР на проверенных данных, налаживать контакты с китайскими партнерами, так как в этой стране принято работать с хорошими знакомыми. Кроме того, следует говорить с китайскими партнерами на китайском языке, чтобы не было недопонимания. В этом помогут переводчики. Среди правил также обязательное использование при работе китайских приложений, таких как WeChat, и поиск правильной точки выхода на рынок КНР (как правило, лучше начинать с небольших провинций и уже позже искать контрагентов в больших городах).
Главные ошибки
Василий Богомазов продолжил тему ведения бизнеса с Китаем и озвучил главные ошибки, допускаемые российскими импортерами, и риски. Среди них, в частности, возможность наткнуться на обман при параллельном импорте товаров через КНР. Так, китайский поставщик может заявить об оригинальности реализуемой продукции, при этом продать подделку. А ввоз контрафакта в РФ запрещен.
Кроме того, иногда оказывается, что при параллельном импорте контрагент из КНР, реализующий действительно оригинальные товары, не имеет возможности оформить на них экспортную декларацию. И в этом случае они пытаются обойти проблему, убирая наименование бренда. Это приводит к проблемам у российских импортеров, когда они пытаются доказать таможенную стоимость продукции.
Ошибки с китайской стороны допускаются не только при параллельном импорте. Нередко проблемы возникают из-за неправильно указанного поставщиками из КНР веса груза в сопроводительных документах. Часто прописываются приблизительные значения. Это может расцениваться российской таможней как административное правонарушение (ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ).
Китайские товары часто бывают не промаркированы. Российские импортеры, пренебрегая процедурой инспекции поставщиков в КНР, сталкиваются с ввозом некачественных, бракованных товаров или с тем, что к основному грузу добавляются подарки, не заявленные в документах (об этом мы уже писали ранее).
Избежать подобных ошибок можно, соблюдая следующие правила:
– запросите у поставщика учредительные документы;
– проверьте юридическую чистоту поставщика;
– проверьте репутацию китайского контрагента;
– уточните, отправлял ли поставщик товары в Россию ранее, возможно он знает, как правильно маркировать продукцию для российского рынка и как правильно подготовить документы для российских компаний;
– обратитесь в компанию, которая занимается инспекцией китайских организаций;
– запросите образцы продукции;
– внимательно отнеситесь к составлению международного контракта;
– при первой отгрузке от нового поставщика обязательно взвесьте и сфотографируйте товары и их маркировку.
Соблюдая эти правила, можно избежать всех перечисленных рисков.
Источник: Виртуальная таможня