В связи с многочисленными вопросами, поступающими от участников внешнеэкономической деятельности относительно контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, Федеральная таможенная служба сообщает следующее.
Регулирование внешнеторговых бартерных сделок регламентировано следующими нормативными правовыми актами:
– Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 164-ФЗ);
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета» (далее – Постановление № 1207);
– Распоряжение ФТС России от 26.03.2013 № 92-р «Об утверждении формы документа учета внешнеторговой бартерной сделки и порядка ее заполнения» (далее – Распоряжение № 92-р).
Внешнеторговая бартерная сделка – это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.
Первоочередность ввоза или вывоза товара Законом № 164-ФЗ не предусмотрена.
Если условиями внешнеторгового договора (контракта) предусмотрена замена обязательств в денежной форме на поставку товаров, исполнение встречных обязательств должно осуществляться в порядке, определенном положениями главы 10 Закона № 164-ФЗ.
Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью (часть 1 статьи 44 Закона № 164-ФЗ).
На основании части 2 статьи 45 Закона № 164-ФЗ российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки, в сроки, установленные условиями таких сделок, обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз в Российскую Федерацию равноценных по стоимости товаров с подтверждением факта ввоза товаров соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона № 164-ФЗ при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок товары, получаемые российскими лицами по таким сделкам за пределами территории Российской Федерации, могут быть реализованы российскими лицами без ввоза этих товаров в Российскую Федерацию при условии, что:
1) фактическое получение товаров должно быть подтверждено документами, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки;
2) российские лица не позднее чем в течение одного года со дня фактического получения товаров, указанных в абзаце первом настоящей части, обязаны обеспечить их реализацию и в срок, предусмотренный условиями сделки по реализации этих товаров, обеспечить зачисление на свои счета в уполномоченных банках всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.
Если в рамках внешнеторговых бартерных сделок между резидентом и нерезидентом осуществляются валютные операции, то на резидента также распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации, в том числе Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – Инструкция № 181-И).
На основании части 2 статьи 44 Закона № 164-ФЗ разработаны и утверждены Постановлением № 1207 Правила осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета (далее – Правила).
Правилами установлен порядок осуществления контроля и учета сделок, совершаемых при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающих обмен товарами, услугами, работами и интеллектуальной собственностью, условиями которых предусмотрен вывоз товаров из Российской Федерации, в том числе являющихся результатом оказанных услуг, выполненных работ, а также предполагающих передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Контроль и учет сделок, совершаемых при внешнеторговой деятельности и предусматривающих обмен товарами, услугами, работами и интеллектуальной собственностью, условиями которых предусмотрен вывоз товаров из Российской Федерации, возложен на ФТС России.
По каждой внешнеторговой бартерной сделке оформляется один документ учета внешнеторговой бартерной сделки.
Согласно Распоряжению № 92-р учет внешнеторговых бартерных сделок осуществляет уполномоченный таможенный орган(1) путем самостоятельного формирования документа учета внешнеторговой бартерной сделки на основании сведений, в том числе указанных в декларациях на товары.
Для заполнения данного документа таможенный орган запрашивает в письменном виде у российских юридических и физических лиц документы, установленные Правилами(2):
а) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или документ о государственной регистрации юридического лица;
б) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
в) документы, являющиеся основанием для осуществления внешнеторговых бартерных сделок (включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица), а также документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения), акты государственных органов;
г) документы, подтверждающие исполнение обязательств по внешнеторговой бартерной сделке (передачу или ввоз товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них).
Запрашиваемые документы представляются российскими юридическими и физическими лицами уполномоченному таможенному органу в виде оригиналов или заверенных ими копий. По окончании рассмотрения запрашиваемых документов уполномоченный таможенный орган обязан возвратить российским юридическим и физическим лицам по их требованию оригиналы представленных документов.
В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, российские юридические и физические лица обязаны сообщить об этом соответствующему уполномоченному таможенному органу, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения.
Для осуществления контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок у российских юридических и физических лиц могут быть запрошены только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Срок для представления документов по запросу уполномоченного таможенного органа составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого запроса.
Если заключенный договор (контракт) подпадает под требование Инструкции № 181-И о постановке на учет договора (контракта) в уполномоченном банке(3), то в разделе 6 документа учета внешнеторговой бартерной сделки таможенный орган отражает сведения о его постановке на учет в уполномоченном банке.
(1) Таможенные органы, к компетенции которых отнесено осуществления валютного контроля.
(2) Пункты 5-7 Правил.
(3) Сумма обязательств должна быть равна или превышать эквивалент: для импортных контрактов – 3 млн. рублей, для экспортных контрактов – 10 млн. рублей.
Источник: ФТС России