08.09.2020 вступил в силу приказ Роспотребнадзора и Минфина России от 08.05.2020 № 268/85н “Об утверждении Порядка разработки и реализации мер по управлению рисками, включающими в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегии и тактики применения системы управления рисками”

08.09.2020 вступил в силу приказ Роспотребнадзора и Минфина России от 08.05.2020 № 268/85н “Об утверждении Порядка разработки и реализации
мер по управлению рисками, включающими в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой
участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы,а также стратегии и тактики применения системы управления рисками”

Порядок применяется территориальными органами Роспотребнадзора и таможенными органами в рамках осуществления санитарно-карантинного контроля.

Тактика применения СУР направлена на реализацию процесса управления рисками на всех уровнях системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором и его территориальными органами, и осуществляется, в том числе путем сбора и анализа информации, необходимой для проведения идентификации и анализа рисков, определения уровня риска.

Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками включает в себя сбор и анализ информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы, выявление и оценку риска, определение мер по минимизации рисков и порядка их применения, разработку и утверждение профилей рисков, риск-категорирование Объектов, участников ВЭД.

Сбор и обработка информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы, проведение анализа и оценки рисков, разработка мер по предотвращению и минимизации рисков осуществляются уполномоченными подразделениями центрального аппарата Роспотребнадзора и подведомственными организациями Роспотребнадзора (далее – координаторы СУР).

Информация, представляемая участниками ВЭД в таможенные органы, передается таможенными органами в информационную систему Роспотребнадзора по межведомственным каналам связи в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Анализ собранной и обработанной информации проводится в целях выявления рисков. При анализе информации применяются информационно-программные средства ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, алгоритм проведения оценки информации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2318-08. “Санитарная охрана территории Российской Федерации”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 № 35, а также прикладное программное обеспечение. В случае выявления риска проводится его оценка.
Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска. Профили рисков разрабатываются координатором СУР.

В зависимости от степени автоматизации выявления рисков определяются следующие профили рисков:
1) профили рисков, направляемые территориальными органам Роспотребнадзора и таможенным органам в пунктах пропуска и местах совершения таможенных операций (далее – пользователи СУР) в электронном виде, риски по которым выявляются в автоматическом режиме информационно-программными средствами на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, без участия должностного лица (автоматические профили рисков);
2) профили рисков, направляемые пользователям СУР в электронном виде, риски по которым выявляются координатором СУР с последующим внесением их в информационно-программные средства на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО (автоматизированные профили рисков);
3) профили рисков, доводимые до пользователей СУР на бумажном носителе, риски по которым выявляются координатором СУР с последующим внесением их в информационно-программные средства на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, без участия должностного лица (неавтоматизированные профили рисков).

Выбор Объектов, участников ВЭД для проведения контроля осуществляется в соответствии со следующими индикаторами рисков, включаемыми в область риска автоматических, автоматизированных и неавтоматизированных профилей рисков:
1) индикаторы рисков, определяемые (выявляемые) в автоматическом режиме информационно-программными средствами на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, алгоритм формирования которых основан, в том числе на сведениях, содержащихся в коммерческих, транспортных (перевозочных) документах;
2) индикаторы рисков, определяемые (выявляемые) самостоятельно пользователями СУР без использования информационно-программных средств ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО в соответствии с показаниями и случаями, указанными в пунктах 15 и 22 Порядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением № 299, и в пункте 18 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 5008 (далее – Правила).

Риск-категорирование Объектов, участников ВЭД применяется в целях дифференцированного воздействия на Объекты, участников ВЭД. По результатам риск-категорирования все Объекты и участники ВЭД, в отношении которых проводился анализ, группируются по следующим категориям уровня риска Объектов, участников ВЭД:
1) низкий уровень риска,
2) средний уровень риска,
3) высокий уровень риска.
Риск-категорирование осуществляется в целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков в зависимости от отнесения Объектов, участников ВЭД к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска.

На основе мер по управлению рисками пользователями СУР принимается одно из следующих решений:
– о немедленном вывозе товаров и грузов с территории Российской Федерации;
– о ввозе товаров и грузов на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
– о направлении товаров и грузов в соответствии с заявленной таможенной процедурой в места назначения (доставки) для проведения досмотра товаров и грузов уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти.