Требования китайской стороны, предъявляемые при экспорте кислорода из КНР

В соответствии с каталогом опасных химических веществ КНР (далее – Каталог) кислород сжатый или сжиженный, а также смеси кислорода, двуокись углерода внесены в перечень опасных химических веществ, при хранении и транспортировки которых требуются особые условия. В соответствии с «Положением о безопасном обращении с опасными химическими веществами» (приказ № 591 Госсовета КНР) и уведомлением ГТУ КНР № 129 от 2020 года, таможенные органы осуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную границу опасных химических веществ, перечисленных в Каталоге.

При экспорте кислорода и его смесей в таможенные органы КНР должна быть представлена следующая информация:

– Декларация соответствия на вывоз опасных химических веществ и соединений;
– Сертификат о результатах испытаний многооборотной тары (сосудов Дьюара), используемых в целях перевозки опасных грузов;
– Сертификат о классификации товаров при вывозе на экспорт, с указанием характеристик опасности;
– Маркировка опасности в соответствии с единым классификатором и паспорт опасности (если информация представлена на иностранном языке, то должен быть осуществлен перевод на китайский язык);

В отношении продуктов, в которые добавлены ингибиторы (замедлитель реакции) и стабилизаторы, необходимо указать их наименование и количество.

В соответствии с действующей в КНР Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, чистый кислород обозначается кодом 2804400000, в свою очередь кислород, содержащий смеси (например, двуокись углерода) – кодом 3824999999. В первом случае величина ставки по возврату НДС при вывозе товара за пределы Китая составляет 0%, во втором случае 13%. При этом при экспорте чистого кислорода необходимо представить документ о проведении в отношении него специальной инспекции и карантина, при экспорте кислородных смесей такие требования отсутствуют. Баллоны с сжатым кислородом, специально предназначенные для использования в чрезвычайных ситуациях, могут содержать в себе пусковые устройства с присутствием взрывчатых веществ в каждом баллоне. ГТУ КНР обращает внимание, что изменение классификации не требуется, если масса взрывчатого вещества не превышает 3,2 грамма. При транспортировке таких баллонов с кислородом должны быть приняты необходимые меры для предотвращения случайного срабатывания.

В отношении различных видов транспорта при международной перевозке сжатого и сжиженного кислорода предъявляются некоторые дополнительные требования.

При осуществлении всех видов перевозок многооборотная тара, заполненная под давлением кислородом, должна соответствовать следующим международным стандартам:

-Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования, подвергнутые закалке, с пределом прочности при растяжении менее 1100МПа (ISO 9809-1:2010);
– Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования, подвергнутые закалке, с пределом прочности при растяжении более или равном 1100МПа (ISO 9809-2:2010);
– Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования из нержавеющей стали с пределом прочности менее 1100 Мпа (ISO9809-4:2014);
– Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования из алюминиевого сплава (ISO7866:2012+Cor 1:2014);
– Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования из стали, при испытании на давление 60 бар и ниже (ISO 4706:2008);
– Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования из нержавеющей стали, при испытании на давление 6МПа и ниже (ISO 18172:2007);
– Газовые баллоны и трубы комбинированные многоразового использования с оболочкой из волокнита по цилиндрической поверхностью лейнера, вместимостью до 450 литров (ISO 11119-2:2012);
– Газовые баллоны и трубы комбинированные многоразового использования полностью покрытые волокнитом, вместимостью до 450 литров с распределительной по нагрузке металлической прокладкой (ISO11119-2:2012/2:2014);
– Газовые баллоны и трубы комбинированные многоразового использования полностью покрытые волокнитом, вместимостью до 450 литров с распределительной по нагрузке металлической или неметаллической прокладкой (ISO 11119-2:2012/2:2014).

При транспортировке сжатого кислорода морским видом транспорта контрольными органами КНР действуют дополнительно два требования:

– рабочее давление в баллоне не должно превышать 2/3 его испытательного давления, а при температуре +65 0С не должно превышать испытательного давления;

– при использовании газового баллона из алюминиевого сплава, он должен быть оборудован только клапанами из меди или нержавеющей стали в соответствии с ISO 11621:1997 и не должен быть загрязнен маслом или нефтепродуктами.

При транспортировке сжиженного кислорода этим же видом транспорта установлены 4 дополнительных требования:

– закрытый криогенный контейнер необходимо изолировать, чтобы не допустить образования инея на его внешней поверхности;

– давление внутри баллона при испытании должно быть на 30% больше максимального внутреннего давления при перевозке, (равного 100 кПа (1 Бар)) и должно учитывать повышение давления во время наполнения баллонов;

– степень объема при максимальном разрешенном давлении и разрешенной температуре при наполнении не должна превышать 98%;

– должен быть установлен клапан для понижения давления с обязательным проведением поверок не реже одного раза в 5 лет.

При перевозке данных видов товаров авиационным транспортом действуют дополнительные условия перевозок.

Требования к газовым баллонам:

– срок поверки не реже одного раза в течение 10 лет;

– рабочее давление в баллоне не должно превышать 2/3 его испытательного давления, а при температуре +65 0С не должно превышать испытательного давления;

– баллоны для перевозки должны быть изготовлены из алюминиевого сплава, клапаны из меди или нержавеющей стали (должны быть очищены в соответствии с ISO 11621:1997);

– при перевозке в пассажирских и грузопассажирских самолетах максимальный вес (нетто) одной упаковки не должен превышать 75 кг, а при перевозке в грузовых самолетах – не более 150 кг.

В случае перевозки сжиженного кислорода авиационным видом транспорта применяются следующие требования по безопасности:

– требуется предварительное разрешение властей торгующей страны (для экспортера) и контрольных органов страны, где будет производиться потребление товара (для импортера), в котором согласовываются количественные ограничения, требованию к упаковке, прилагаются соответствующие разрешительные документы;

– договоренности должны быть оформлены в письменном виде;

– перевозка разрешается только грузовыми транспортными самолетами.

В случае перевозки данных видов товаров автомобильным или железнодорожным видами транспорта каких-либо дополнительных требований со стороны китайских таможенных властей не предъявляется. Транспортировка осуществляется в соответствии с общими правилами перевозки опасных видов грузов указанным видом транспорта.

Источник: Дальневосточное таможенное управление