Руслан Давыдов: в условиях ограничений Евросоюза в лидеры по объемам перевозок как на китайском, так и на других направлениях, выходят железные дороги

Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов принял участие в пленарной сессии «Современные реалии грузовых перевозок: приоритеты и ориентиры», состоявшейся в рамках 26-й Международной конференции для грузовладельцев и перевозчиков «ТрансРоссия» (TransRussia 2022).

Руслан Давыдов рассказал о проделанной ФТС России работе в рамках развития международных транспортных коридоров, а также об усилиях таможенных органов, направленных на упрощение перемещения товаров через границу в условиях европейских санкций, ударивших по логистическим схемам российских компаний.

«Если еще полтора месяца назад на повестке дня стояли вопросы развития международных транспортных коридоров «Запад-Восток», «Север-Юг», мультимодальные перевозки и бесшовное, максимально быстрое перемещение грузов через границу, то сегодня ситуация иная – все участники рынка прочувствовали давление западных санкций на привычное течение бизнеса. Ограничение морских перевозок и введенные Евросоюзом беспрецедентные, с нарушением всех международных правил, ограничения на перемещение грузов российскими и белорусскими перевозчиками, накладывают отпечаток на нашу работу и, в первую очередь, на работу транспортных компаний», – сказал Руслан Давыдов.

В этих условиях ФТС России принимает активное участие в реализации правительственного Плана первоочередных действий по обеспечению развития российского рынка в условиях санкций, концентрируя усилия на поддержке импорта.

Для снижения контрольной нагрузки на бизнес ФТС России актуализировано более 200 общероссийских профилей риска и более 100 на региональном уровне. Кроме того, еще 3 тысячи участников ВЭД были отнесены к категории «низкого» уровня риска, и на данный момент их число достигло 14 тысяч. На долю таких компаний приходится 80% всех таможенных деклараций и 90% таможенных платежей. По товарам первой необходимости – это продовольствие, лекарства, продукция повседневного спроса – в 4 раза снижены досмотровые и другие «тяжелые» контрольные операции. Это позволяет грузам максимально быстро пересекать границу.

Руслан Давыдов также отметил, что в условиях давления стран Запада, ограничений на движение морских судов и автомобильного транспорта на северо-западной границе в лидеры по объемам перевозок как на китайском, так и на других направлениях, выходят железные дороги. При этом в будущем сохранится тенденция к снижению товарооборота с Европой, которая наблюдается на протяжении последних десяти лет.

«Если страны Евросоюза во внешней торговле 10 лет назад составляли около 54%, то в прошлом году их доля составила 37-38%. И все эти годы наращивал свою долю Китай, страны Юго-Восточной Азии, ЕАЭС и другие страны ближнего зарубежья, в том числе Центральная Азия и Закавказье», – пояснил первый заместитель руководителя ФТС России.

Таким образом, акцент в перевозках и перемещении товаров будет смещаться в сторону южного направления – это активизация коридора «Север-Юг» и дальневосточного направления движения по железной дороге из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Особое внимание будет уделяться транзитным маршрутам через Казахстан в Китай. В фокусе – развитие пунктов пропуска на сухопутной кавказской границе и наращивание морских перевозок, в т.ч. через Новороссийск и порты Черноморья.

«Таможенные органы готовы к возможному перераспределению товарных потоков и продолжат делать все необходимое для того, чтобы наш бизнес чувствовал себя максимально комфортно в складывающихся условиях, чтобы законопослушные участники ВЭД не испытывали проблем ни с оформлением своих грузов, ни с транзитными перевозками», – подытожил Руслан Давыдов.

Источник: ФТС России