Развернутые ответы на вопросы участников ВЭД

Развернутые ответы на вопросы участников ВЭД

Служба организации таможенного контроля

Cлужба федеральных таможенных доходов СТУ

Вопрос.
Как определить сумму таможенных платежей, подлежащую уплате?

Ответ.

Согласно статье 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

5) таможенные сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, являются объектами обложения таможенными пошлинами, налогами.

Согласно пункту 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов.

Случаи исчисления таможенных пошлин, налогов таможенным органом установлены пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС (например, по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов и др.).

Пунктом 2 статьи 51 ТК ЕАЭС определено, что базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»), за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате (статья 164 НК РФ).

Подакцизные товары, а также ставки акциза также установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (статьи 181 и 193 НК РФ соответственно).

Для исчисления вывозных таможенных пошлин, в соответствии с пунктом 3 статьи 53 ТК ЕАЭС, применяются ставки, установленные законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов ЕАЭС.

Ставки вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Для определения конкретного размера ставки таможенной пошлины необходимо руководствоваться кодом товара, определяемым в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС на уровне десяти знаков и его наименованием.

В соответствии со статьей 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам, взимаемым таможенными органами, отнесены таможенные сборы.

Исходя из положений статьи 47 ТК ЕАЭС, таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Размеры ставок таможенных сборов за таможенные операции определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».


Вопрос.
Таможенные представители несут солидарную ответственность с участниками внешнеэкономической деятельности. При этом у таможенного представителя есть личный кабинет, куда направляется уведомление об уплате таможенных платежей и считается полученным на следующий день после его появления в личном кабинете, а у участника ВЭД (декларанта) личного кабинета на сайте ФТС, может не быть, соответственно ему уведомление направляется почтой и уведомление приходит позже. В связи с этим возникает ситуация, когда солидарная ответственность таможенного представителя наступает раньше, чем у декларанта.

Необходимо установить равные условия для таможенных представителей и участников ВЭД.

Ответ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенный представитель при совершении таможенных операций несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин на основании пункта 4 статьи 405 ТК ЕАЭС.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган на основании пункта 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в порядке и в установленные сроки направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов (далее – уведомление).

Частью 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289) определено, что при солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов уведомления направляются одновременно плательщику и лицам, несущим солидарную обязанность, с указанием об этом в таких уведомлениях.

Статьей 73 Федерального закона № 289 определено, что срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность).

При неисполнении уведомления в указанный срок таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленном порядке.

Уведомление составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе. Уведомление в виде документа на бумажном носителе может быть вручено таможенным органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку или направлено по почте заказным письмом.

В случае направления уведомления таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.

В случае направления уведомления таможенным органом в виде электронного документа днем его получения считается день, следующий за днем его направления.

В настоящее время уведомления таможенным органом в виде электронного документа направляются участникам внешнеэкономической деятельности посредством использования АПС “Личный кабинет”.

Предоставление доступа заинтересованным лицам к АПС «Личный кабинет» осуществляется в соответствии с порядком, определенным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 901 «Об утверждении порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету».

Порядок доступа к АПС “Личный кабинет” носит заявительный характер. Таможенный орган не может обязать декларанта создать личный кабинет, в том числе для обеспечения «равных условий» с таможенным представителем по срокам получения уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.

Вместе с тем следует отметить, что отношения декларантов и таможенных представителей строятся на договорной основе. При этом вопросы, связанные с оказанием таможенными представителями услуг по таможенному декларированию товаров, как исполнения гражданско-правовой сделки, правом Евразийского экономического союза, а также законодательством Российской Федерации о таможенном деле не регулируются. В связи с чем разрешение вопросов, связанных с уплатой возникшей задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, возможно в рамках договорных отношений, заключаемых между таможенными представителями и декларантами.

Вопрос.
Прошу разъяснить порядок заполнения графы «В» при предварительном таможенном декларировании. Возможно ли заполнять только платежи под кодом «1010»? При отсутствии достоверной информации о количестве мест при предварительном таможенном декларировании возможно ли не заявлять количество мест в момент подачи декларации на товар (только описание упаковки)?

Ответ.

Согласно пункту 1статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин:

ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

льготы по уплате таможенных платежей;

тарифные преференции;

суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 ТК ЕАЭС при предварительном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, за исключением следующих сведений, которые по своему характеру могут быть не известны декларанту на момент подачи таможенной декларации:

1) о транспортных средствах, на которых будут перевозиться товары, кроме сведений о виде транспорта, которым будут перевозиться товары;

2) об отдельных документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) иные сведения, определяемые Комиссией в зависимости от вида таможенной декларации и (или) категорий товаров и вида транспорта, которым они перевозятся.

Таким образом, сведения о суммах таможенных платежей, подлежащих уплате должны быть указаны в графе «В» ДТ.

Вместе с тем, в случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров, если иной срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС (пункт 9 статьи 136 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом 29 пункта 15 раздела II Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» для товара, имеющего упаковку, указывается – общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично), коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов», с проставлением через тире “-” количества упаковок по каждому виду.

Сведения о количестве грузовых мест не заполняются только в случае таможенного декларирования товара, перевозимого без упаковки, насыпом, навалом, наливом в оборудованных емкостях транспортного средства. В данном случае указывается код в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов.

Вопросы по направлению деятельности отдела контроля таможенной стоимости

Вопрос.
В чем состоят отличия методов определения таможенной стоимости?

Ответ.

Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при декларировании товаров.

Участник ВЭД заявляет сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, а также об условиях и обстоятельствах сделки, которые имеют отношение к определению таможенной стоимости товаров в декларации таможенной стоимости. Определить таможенную стоимость ввозимых товаров можно одним из шести методов:

– 1 – по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

– 2 – по стоимости сделки с идентичными товарами;

– 3 – по стоимости сделки с однородными товарами;

– 4 – метод вычитания;

– 5 – метод сложения;

– 6 – резервный метод.

Основным методом определения таможенной стоимости импортируемых товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) (статья 39 ТК ЕАЭС). При определении таможенной стоимости ввозимых товаров этим методом к цене товаров добавляются дополнительные начисления в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС: расходы на перевозку до места прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза, лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности и т.д.

Дополнительные начисления к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимее товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Если основной метод использовать нельзя, последовательно применяют каждый из других методов.

Основное отличие методов определения таможенной стоимости заключается в основе определения таможенной стоимости товаров. При определении таможенной стоимости методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами используется в максимальной степени стоимость сделки с этими товарами.

Вопрос.
На текущий момент не установлен перечень документов, который необходимо предоставлять в целях подтверждения таможенной стоимости товаров для каждого метода в частности, по аналогии с предусмотренным ранее приложением № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости предусмотренному Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». Будет ли в ближайшем будущем разработан нормативный документ, предусматривающий аналогичный перечень документов?

Ответ.

Статьей 108 ТК ЕАЭС определен перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. В том числе, к этому перечню относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.

Да, действительно, ранее Приложением №1 Решения комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» был определен перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (утратило силу с 01.07.2019).

В настоящее время основным документом, определяющим особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, является Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 42 от 27 марта 2018 года. В документе (пункт 8) зафиксирован перечень документов (пояснений) которые, могут быть запрошены (истребованы) таможенным органом при проведении таможенного контроля:

а) прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения;

б) прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;

в) таможенная декларация страны отправления (происхождения, транзита) товаров, если заполнение такой таможенной декларации предусмотрено в стране отправления (происхождения, транзита) товаров;

г) документы об оплате ввозимых товаров;

д) отгрузочные (упаковочные) листы;

е) бухгалтерские документы о принятии ввозимых, идентичных, однородных товаров на учет;

ж) сведения о стоимости ввозимых товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов;

з) договоры, в соответствии с которыми ввозимые, идентичные, однородные товары продаются на таможенной территории Союза;

и) пояснения относительно оснований и условий предоставления продавцом скидок покупателю;

к) документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, а также об их влиянии на цену ввозимых товаров;

л) документы и сведения о перевозке (транспортировке) ввозимых товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) ввозимых товаров;

м) документы и сведения, подтверждающие расходы на производимые после ввоза товаров на таможенную территорию Союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование (смета и график проведения монтажных и пусконаладочных работ, акты выполненных работ и т. п.);

н) документы, подтверждающие отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем или отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в том числе:

документы и сведения о принадлежащих продавцу и (или) покупателю голосующих акциях организаций государств-членов и третьих стран;

документы, подтверждающие стоимость сделки с идентичными или однородными товарами при их продаже покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Союза;

документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную по методу вычитания (метод 4);

документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную по методу сложения (метод 5);

иные документы и сведения, характеризующие сопутствующие продаже обстоятельства, в том числе способ, которым покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения, и то, каким образом была установлена цена товаров;

о) лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и иные документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым товарам;

п) иные документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке (транспортировке) и реализации ввозимых товаров.

Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, декларантом могут быть представлены иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в декларации на товары.

Вопросы по направлению деятельности отдела торговых ограничений и экспортного контроля

Вопрос.
Нужно ли оформлять декларации о соответствии техническим регламентам ТРТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011, согласно содержащегося в них текста?

ТРТС 004/2011 содержит следующий текст: Низковольтное оборудование, не включенное в указанный Перечень, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

И в ТР ТС 020/2011 также написано: Технические средства, не включенные в указанный Перечень, подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

Конкретно поименованной продукции для оформления деклараций соответствия и кодов ТН ВЭД к ней на настоящий момент нет.

Или же на сегодняшний момент подлежат оформлению только продукция по перечням № 91 от 24 апреля 2013 года и № 2 от 16 января 2014 года к данным тех. регламентам, то есть нужно оформлять только сертификаты соответствия? Или на все низковольтное оборудование необходимо оформлять декларации соответствия и предъявлять их при таможенном оформлении?

Ответ.

С учетом положений пункта 2 статьи 7 ТК ЕАЭС и пункта 8 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, ввоз продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, осуществляется в порядке, определенном Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Положение).

Положение устанавливает случаи и порядок подтверждения соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, на таможенную территорию ЕАЭС.

Соответственно, пунктом 2 Положения предусмотрено, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Соответственно в отношении декларируемой продукции, включенной в перечни, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 № 91 и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2014 № 2 одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции.

Вопрос.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294 содержит следующую норму: представление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется: для продукции – ввозимой (ввезенной) в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов). Можно ли ввезти по данной норме закона товары Индивидуальным предпринимателем для собственного (личного) использования (например, кровать)?

Ответ.

Согласно положениям статьи 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.

С учетом положений пункта 2 статьи 7 ТК ЕАЭС и пункта 8 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС, ввоз продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, осуществляется в порядке, определенном Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Положение).

Положение устанавливает случаи и порядок подтверждения соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, на таможенную территорию ЕАЭС.

Пунктами 4 и 5 Положения также предусмотрены исключения, в случае которых подтверждение соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции на территорию ЕАЭС не требуется.

Так, в соответствии с пунктом 5 Положения возможность не представлять таможенным органам документы, удостоверяющие соответствие продукции обязательным требованиям, или сведения о таких документах при ее помещении под таможенные процедуры, указанные в пункте 4 Положения, предусмотрена в том числе, если такая продукция ввозится в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов).

При этом понятие «единичного экземпляра», «собственного использования» в действующем таможенном законодательстве ЕАЭС отсутствует.

Вместе с тем в ряде решений суда Российской Федерации изложена следующая позиция, касающаяся применения понятий «единичного экземпляра», «собственного использования».

Согласно Толковому словарю под редакцией Т.Ф. Ефремовой, 2012 г. значение слова «единичный» означает – единственный, один (при существительных в единственном числе), отдельный, редкий (при существительных во множественном числе), делающий в одиночку, индивидуальный, частный.

Также согласно Толковому словарю под редакцией Т.Ф. Ефремовой, 2012 г. значение слова «собственный» определено как: являющийся чьей-либо собственностью, находящийся в индивидуальном пользовании у кого-либо, в личном ведении, распоряжении кого-либо.

Таким образом, из понятийных определений терминов «единичный» и «собственный» можно сделать вывод, что соотношение понятий «единичного экземпляра» и «собственного использования» предполагает применение отдельного предмета для индивидуальных целей, не связанных с извлечением прибыли.

На основании изложенного, допускается ввоз и помещение под таможенные процедуры, указанные в пункте 4 Положения, продукции в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного пользования декларантам, без подтверждения соблюдения мер технического регулирования.

Вопрос.
В соответствии с правом ЕАЭС, ст. 27 ФЗ № 184 «О техническом регулировании» продукция должна иметь маркировку единым знаком ЕАС, если на нее распространяется технический регламент Союза при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС. Является ли нарушением процедуры маркировки товара, если на товаре либо его упаковке все же присутствует знак ЕАС, при этом товар не подлежит оценке соответствия. Какая ответственность может наступить для декларанта в связи с этим?

Ответ.

В соответствии с положениями п. 6 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) продукция, соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС и прошедшая процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения.

Изображение единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и Порядок его применения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 (далее – Порядок).

Единый знак обращения свидетельствует о том, что маркированная им продукция прошла все установленные в технических регламентах ЕАЭС процедуры оценки соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов. Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС (разд. 2 Порядка)

В части привлечения организации к административной ответственности отметим следующее.

Согласно ч. 1 ст. 14.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях маркировка единым знаком обращения продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в установленном порядке, является административным правонарушением.

Организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.46 КоАП РФ в случае одновременного выполнения следующих условий:

1) товар включен в Единый перечень продукции, в отношении которой действуют технические регламенты Союза или национальные обязательные требования;

2) соответствие товара требованиям технических регламентов не подтверждено в установленном порядке (то есть отсутствует сертификат соответствия или декларация о соответствии);

3) товар промаркирован единым знаком обращения.

В рассматриваемом вопросе первое условие не выполняется, поэтому нанесение единого знака обращения на товары, не подлежащие обязательной оценке соответствия, не может являться административным правонарушением.

С точки зрения отказа в выпуске товаров следует учитывать, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров по основаниям, приведенным в ст. 125 ТК ЕАЭС.

В частности, согласно пп. 9 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров при выявлении в рамках таможенного контроля законодательства нарушений в сфере таможенного регулирования.

В целях устранения вышеуказанного нарушения организации следует удалить маркировку с товаров, не подлежащих оценке соответствия.

Вопрос.
Регламентировано ли таможенным законодательством ЕАЭС, РФ нанесение маркировки товара знаком РСТ, в случае если товар включен в Перечни, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 10.02.2020) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»?

Ответ.

Если товар включен в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с юридическим лицом.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены Законом № 184-ФЗ, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Статьей 27 Закона № 184-ФЗ определено, что продукция, соответствие которой подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 № 696 «О знаке обращения на рынке».

Таким образом, при маркировке товара на этикетке необходимо указать:

– изображение знака обращения на рынке;

– номер сертификата соответствия;

– срок действия сертификата;

– наименование организации, выдавшей сертификат.

Вопрос.
Письмом от 20.04.2011 № АЗ-101-26/3310 Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии Минропторга России до таможенных органов была доведена информация о наделении полномочиями по отнесению/ неотнесению товаров к объектам технического регулирования организации ОАО “ВНИИС”. Является ли заключение ОАО “ВНИИС” однозначно свидетельствующим о принадлежности ввозимых товаров к объектам технического регулирования при таможенном декларировании?

Ответ.

Письмо от 20.04.2011 № АЗ-101-26/3310 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Минпромторга России носит рекомендательный характер и не доведено до таможенных органов в установленном порядке.

В настоящее время заключения ОАО «ВНИИС» не могут быть использованы для таможенных целей в части отнесения к объектам технического регулирования.

Минпромторг России является федеральным органом по техническому регулированию, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.

Для целей таможенного декларирования в качестве документа подтверждающего принадлежность товара к объектам технического регулирования может быть использованы письменные разъяснения (заключения) по отнесению продукции (товаров) к подлежащей обязательному подтверждению соответствия на территории Российской Федерации, выдаваемые исключительно Департаментом государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга России.

Вопрос.
Согласно решению Евразийского межправительственного совета от 25.10.2019 № 10 “О некоторых вопросах применения понятия “уполномоченное изготовителем лицо” в отношении лиц, уполномоченных иностранным изготовителем”, заявителем при оценке соответствия серийно выпускаемой продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза может являться только то уполномоченное иностранным изготовителем лицо, определенное в абзаце двадцать восьмом пункта 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), которое осуществляет действия от имени изготовителя при выпуске этой продукции в обращение и несет ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза.

Для импортируемых товаров «выпуск продукции в обращение» — это ввоз продукции. Лицо, осуществляющее действия от имени изготовителя при выпуске этой продукции в обращение, — декларант. Таким образом, лицо, уполномоченное изготовителем, заявитель при оценке соответствия серийно продукции и декларант должны быть одни лицом? Подготовлены ли какие либо проекты актов Евразийской экономической комиссии по урегулированию вопросов, связанных с подтверждением соблюдения мер технического регулирования серийно выпускаемой продукции в связи с данным решением?

Ответ.

1) Лицо, уполномоченное изготовителем, заявитель при оценке соответствия серийно продукции и декларант должно быть одниv лицом?

Исходя из действующих на сегодняшней день нормативно-правовых актов в области технического регулировании в рамках Евразийского экономического союза круг заявителей при оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза устанавливается соответствующим техническим регламентом и напрямую зависит от выбранной схемы оценки соответствия.

Типовые схемы оценки соответствия утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 № 44 “О типовых схемах оценки соответствия”.

В настоящее время допускается применение в целях таможенного декларирования документа о соответствии, заявителем в котором является уполномоченное изготовителем лицо (отличное от декларанта), при наличии соответствующего разрешения от заявителя и подтверждения того, что заявитель действительно является уполномоченным изготовителем лицом.

2) Подготовлены ли какие либо проекты Актов Евразийской экономической комиссии по урегулированию вопросов, связанных с подтверждением соблюдения мер технического регулирования серийно выпускаемой продукции в связи с этим Решением?

Данный вопрос относится к компетенции Евразийской экономической комиссии. Таможенные органы не располагают информацией о разработке нормативно-правовых актов по урегулированию вопросов, связанных с подтверждением соблюдения мер технического регулирования серийно выпускаемой продукции.

Вопрос.
Опубликовано Заключение об оценке фактического воздействия Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза».

Предполагается ли в ближайшее время издание нормативного акта о внесении изменений в указанное Решение в части определения понятия «единичного экземпляра», «собственного использования декларантом»? Требуется ли представлять документ об оценке, в соответствии с данным решением в отношении ввозимого товара для использования в собственных целях декларантом, в случае, если декларантом выступает лицо – импортер, который ввозит продукцию по Поручению Принципала от своего имени, а после выпуска передает товар своему Принципалу для дальнейшего использования?

Ответ.

1) Таможенные органы не располагают информацией о планируемой разработке нормативного акта по внесению изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 “О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза”. Данный вопрос относится к компетенции Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии.

2) Пунктом 5 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Комиссии от 25.12.2012 № 294, предусмотрена возможность не представлять таможенным органам документы, удостоверяющие соответствие продукции обязательным требованиям, или сведения о таких документах при ее помещении под таможенные процедуры, указанные в пункте 4 Положения, в том числе, если такая продукция ввозится в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов).

Таким образом, количество, назначение ввозимой в единичных экземплярах продукции, подлежащей оценке соответствия, исключительно для нужд декларанта, а также цель ввоза должны быть предусмотрены одним внешнеторговым договором.

Случай, когда декларантом выступает лицо – импортер, который ввозит продукцию по поручению Принципала от своего имени, а после выпуска передает товар своему Принципалу для дальнейшего использования, не может рассматриваться как подпадающий под исключения, изложенные в пункте 5 Положения, т.к. товар ввозится декларантом не для личного использования (что предусмотрено во внешнеторговом договоре), а для передачи третьему лицу (Принципалу).

Следовательно, в отношении таких товаров при их таможенном декларировании требуется представление документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, или сведений о таких документах.

Вопрос.
8714104000 товар глушитель, для мото, если смотреть в таможенную программу СТМ, то он не подлежит сертификации, хотя есть в перечне тех. регламента.

Ответ.

Подсубпозиция 8714104000 ТН ВЭД ЕАЭС отсутствует в Перечне продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Таким образом, в отношении товаров, классифицируемых в товарной подсубпозиции 8714104000 ТН ВЭД ЕАЭС, необходимость представления при таможенном декларировании документа о соответствии технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) отсутствует.

Вопрос.
Маркировка товара если есть сертификат соответствия или декларация соответствия, то маркировка должна быть на транспортной упаковке, на индивидуальной или на товаре?

Ответ.

Учитывая, что в представленном вопросе отсутствует информация о конкретном наименовании продукции, представляем общую информации о маркировке продукции.

В рамках Евразийского экономического союза общие требования к маркировке содержатся прежде всего в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Договор).

Статьей 52 Договора установлено, что в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС принимаются технические регламенты Евразийского экономического союза (далее – ТР Союза).

В ТР Союза устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.

Кроме того, ТР Союза могут содержать требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные требования и процедуры, а также ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер.

Таким образом, требования к маркировке продукции в первую очередь указаны в соответствующих технических регламентах ЕАЭС.

Маркировка продукции призвана представить конечному потребителю и контролирующим органам полную и достоверную информацию о товаре. Она содержит следующие основные сведения:

наименование ввозимой продукции;

страна-изготовитель;

информация о производителе, в том числе его адрес;

наименование бренда;

сведения об импортере;

характеристики товара и пр.

Согласно требованиям к маркировке импортных товаров, все указанные данные на продукции должны быть приведены на русском языке, а также (при необходимости) на языке государства-участника ЕАЭС. Информация должна быть легкочитаемой, понятной и достоверной. Допускается размещение части данных на прилагаемом к продукции ярлыке или наклеенном поверх «родной» (иноязычной) маркировки стикере.

Одновременно, в соответствии с пунктом 6 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (далее – Протокол) (приложение № 9 к Договору) продукция, соответствующая требованиям ТР Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные ТР Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС.

Единый знак обращения «ЕАС» или Евразийское соответствие (Eurasian Conformity) представляет собой сочетание трех стилизованных букв “E”, “A” и “C”, графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне.

Область и порядок применения знака регулируется Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения».

Вопрос.
С 12 апреля 2020 г. вступило в силу решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 марта 2020 г. № 43 «О внесении изменений в решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» согласно которому с 12 апреля запрещены к вывозу определенные группы товаров, в том числе семена подсолнечника, дробленые или недробленые, код ЕТНВЭД 1206 00

До 12 апреля была подана и выпущена декларация на товары на “ядро подсолнечника сырое” код ЕТНВЭД 1206009100. Может ли данный товар быть вывезен через границу РФ после 12.04.2020?

с учетом следующих моментов:

Согласно статье 6 ТК ЕЭС
При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения – также законодательством государств-членов.

Согласно тексту примечаний к разделу, содержащемуся в Приложении к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 марта 2020 г. № 43 «1. Для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара». По коду ЕТНВЭД наша продукция попадает под данное Решение, по наименованию продукта нет. Запрет установлен в отношении «Семян подсолнечника, дробленых или недробленых», ДТ оформлена на ядро подсолнечника, т.е. продукт более глубокой степени переработки, который представляет собой семя подсолнечника, очищенное от кожуры.
Ответ.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.03.2020 № 43 “О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 “О мерах нетарифного регулирования” определен перечень продовольственных товаров, запрещенных к вывозу с территории ЕАЭС. Ограничения действуют с 12 апреля по 30 июня 2020 г. включительно.

Запрет не распространяется на товары, вывозимые: для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений государств – членов ЕАЭС; физическими лицами для личного пользования; в качестве припасов, а также для обеспечения деятельности сооружений и установок, в отношении которых государства-члены ЕАЭС обладают исключительной юрисдикцией.

Запрет не распространяется на вывоз товаров, перемещаемых в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами таможенной территории ЕАЭС, а также товаров ЕАЭС, перемещаемых между территориями государств-членов ЕАЭС через территории третьих стран.

Согласно пункту 1 статьи 139 ТК ЕАЭС таможенная процедура экспорта – таможенная процедура, применяемая в отношении товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС для постоянного нахождения за ее пределами.

При этом, в соответствии со статьей 140 ТК ЕАЭС, одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений, установленных статьей 7 ТК ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС определено, что товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Таким образом, применение установленных запретов и ограничений должно быть соблюдено не только при помещении товаров под таможенные процедуры, но и при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС.

Таким образом, товар «ядро подсолнечника сырое», классифицируемый в подсубпозиции 1206009100 ТН ВЭД ЕАЭС, не может быть вывезен с таможенной территории ЕАЭС после 12.04.2020, т.к. на таможенной территории Евразийского экономического союза установлены единые меры нетарифного регулирования, а именно, установлен запрет вывоза в отношении отдельных видов продовольственных товаров, который приведен в разделе 1.11. Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС экономического союза (далее – Перечень) (приложение № 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

Согласно примечанию к разделу 1.11. Перечня для целей данного раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

В данном Перечне указано, в том числе, наименование позиции «семена подсолнечника, дробленые или недробленые», классифицируемое субпозиции 1206 00 ТН ВЭД ЕАЭС, которая включает «семена подсолнечника лущеные; в лузге серого цвета и с белыми полосками», классифицируемые в подсубпозиции 1206 00 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии пояснениями (том VI) в данную подсубпозицию включаются семена подсолнечника, обычно предназначенные для кондитерских изделий, для птичьего корма или для непосредственного употребления в пищу. В соответствии с общими положениями их длина составляет только половину длины оболочки (лузги), которая может превышать 2 см. Эти семена, как правило, содержат растительное масло приблизительно 30 – 35 мас.%.

Вопросы по направлению деятельности отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров

Вопрос.
Возможно ли предоставление копии сертификата происхождения при восстановлении тарифных преференций после выпуска товаров в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 апреля 2020 г. № 36 «О внесении изменения в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран и об особенностях представления сертификата о происхождении товара в условиях распространения коронавирусной инфекции 2019-№Cov» (далее – Решение ЕЭК).

Ответ.

Решением ЕЭК внесены изменения в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 «Об утверждении Правил определения товаров из развивающихся и наименее развитых стран». На основании этих изменений временно, на период с 18 апреля по 30 сентября 2020 года, заинтересованным лицам предоставлена возможность представлять в таможенные органы копию сертификата формы «А» и получить тарифные преференции в отношении ввозимых товаров до их выпуска.

Вопросы восстановления тарифных преференций определены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 № 64 «Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций» (далее – Решение 64), которое установило случаи и условия восстановления тарифных преференций в отношении ввозимых товаров после их выпуска. Изменения в Решение 64 не вносились.

Таким образом, восстановление тарифных преференций возможно при выполнении требований, указанных в Решение 64, которые предусматривают представление следующих документов:

1) мотивированного обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары;

2) корректировки декларации на товары;

3) сертификата о происхождении товара (оригинала документа);

4) иных документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления тарифных преференций.

Восстановление тарифных преференций возможно не позднее 12 месяцев со дня регистрации декларации на товары.

Вопросы по направлению деятельности отдела валютного контроля

Вопрос.
Просим уточнить порядок действий уполномоченных банков при
непоступлении ДТ из ФТС согласно постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1459 «О порядке передачи таможенными органами
Центральному Банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в
электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами
декларациях на товары».

Ответ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары» Федеральная таможенная служба (далее – ФТС России) обеспечивает передачу уполномоченному банку в электронном виде информации о декларациях на товары, в которых указан номер паспорта сделки (уникальный номер контракта) не позднее 3-х рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами товаров.

Передача ФТС России в электронном виде информации о декларациях на товары уполномоченным банкам осуществляется на федеральном уровне через Центральный банк Российской Федерации и территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба из архивных файлов электронных сообщений, предназначенных уполномоченным банкам, формирует сводный архивный файл и направляет в Центральный банк Российской Федерации для последующего направления уполномоченным банкам.

Уполномоченный банк в случае непринятия архивного файла, содержащего информацию о ДТ, направляет квитанцию о непринятии такого архивного файла в Центральный банк Российской Федерации, который, в свою очередь, направляет в ФТС России.

При получении Федеральной таможенной службой квитанции о непринятии электронного сообщения причина непринятия устраняется. Федеральная таможенная служба повторно формирует электронное сообщение, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем получения квитанции о непринятии электронного сообщения, направляется в Центральный банк Российской Федерации и далее в уполномоченные банки.

В случае повторного непринятия архивного файла из ФТС России уполномоченным банком, рекомендуем проинформировать участника ВЭД о не загруженных в ведомость банковского контроля ДТ.

В связи с тем, что обмен информацией между таможенными органами и Центральным банком осуществляется на федеральном уровне, по вопросу передачи информации о зарегистрированной таможенным органом декларации на товары участнику ВЭД необходимо направить обращение на имя начальника Управления торговых ограничений валютного и экспортного контроля ФТС России С.В. Шкляева по адресу: 121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5.

Cлужба федеральных таможенных доходов СТУ

Служба организации таможенного контроля

Вопрос № 1. Автоматическая регистрация деклараций на товары сейчас является обыденной составляющей при таможенном оформлении.

Мы участники ВЭД не знаем, как она работает и на основе каких критериев принимает решения. Нам думается, что основе нормативно-правовых актов.

Однако наши коллеги часто сталкиваются с такой ситуацией, что при подаче ДТ с пошлиной в 0% и 0 рублей декларация не проходит автоматическую регистрацию если в электронной копии ДТ будет выгружена графа 45.

Опытным путем было установлено, что если не выгружать графу 45, то авторегистрация проходит.

Просим прокомментировать эту ситуацию.

Ответ на вопрос № 1.

Алгоритмы автоматических проверок соблюдения условий автоматической регистрации деклараций на товары (далее – ДТ) и автоматического выпуска товаров, реализованные в штатных программных средствах таможенных органов, являются информацией для ограниченного служебного использования и распространению не подлежит. Таможенными органами на постоянной основе проводится анализ результатов работы данных алгоритмов и их совершенствование.

В целях прохождения автоматической регистрации ДТ обязательными условием является заполнение граф и полей ДТ в соответствии с Порядком заполнения декларации на товары, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257.

Информация о типичных ошибках декларантов при заполнении ДТ, влияющих на регистрацию ДТ в автоматическом режиме, размещена на официальном сайте Сибирского таможенного управления (www.stu.customs.ru). Размещенная информация периодически актуализируется.

Вопрос № 2. Сейчас в таможенных органах проходит эксперимент по автоматической регистрации транзитных деклараций. Мы уже сталкивались на практике с этим и это оказалось очень удобным. Есть ли планы у ФТС по автоматическому выпуску ТД и когда это можно ожидать на практике?

Ответ на вопрос № 2.

С ноября 2019 года ФТС России проводится комплекс мероприятий по внедрению технологии автоматизированного выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита (далее – ТПТТ). На первоначальном этапе технология реализована в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным и автомобильным транспортом (в случаях, когда декларантом товаров выступает таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор), и применяется в тестовом режиме в том числе в таможенных органах СТУ, определенных в качестве пилотной зоны (на Саяногорском и Красноярском таможенных постах Красноярской таможни, а также на Братском таможенном посту Иркутской таможни.) В настоящее время СТУ в ФТС России направлены предложения по расширению пилотной зоны применения технологии.

Обращаем внимание, что обязательным условием реализации указанной технологии является представление таможенным органам качественных документов в отношении товаров, помещаемых под ТПТТ.

Информация о типичных ошибках декларантов при заполнении электронных транзитных деклараций (далее – ЭТД), влияющих на автоматическую регистрацию и автоматизированный выпуск ЭТД, размещены на официальном сайте Сибирского таможенного управления (www.stu.customs.ru). Размещенная информация периодически актуализируется.

Вопрос № 3. Достаточно ли для подачи ДТ иметь обычную квалифицированную электронную подпись или эта подпись должна иметь необходимые области использования (например. 1.2.643.3.215.8 согласно приказа ФТС № 301 от 21.02.2014)?

Ответ на вопрос № 3.

В соответствии с пунктом 2 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761, взаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров осуществляется посредством электронного способа обмена информацией с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей (далее – ЭП).

Генерирование ключей и выдача ЭП для участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) в таможенных органах Сибирского таможенного управления не осуществляется.

Информация о порядке выдачи сертификатов ключей ЭП, а также список доверенных удостоверяющих центров, уполномоченных на их выдачу, размещена на официальном сайте Ведомственного удостоверяющего центра таможенных органов (www.vuc.customs.ru) в разделе «Часто задаваемые вопросы». Более подробную информацию о выдаче и использовании ЭП можно получить, обратившись в любой доверенный удостоверяющий центр из данного списка.

Вопрос № 4. Система электронного декларирования позволяет оценивать таможенный орган после выпуска товаров по пятибальной шкале. Мы этого ни разу не делали. Нужно ли это делать? Изучает ли эти оценки таможня и влияют ли они на дальнейший процесс?

Ответ на вопрос № 4.

Оценка таможенного органа при электронном декларировании товаров является необязательной для участников ВЭД и осуществляется по желанию.

Оценки, выставляемые участниками ВЭД, используются таможенными органами для формирования и анализа статистических данных в целях повышения качества работы таможенных органов и должностных лиц таможенных органов.

Вопрос № 5. В основу процессов управления рисками в таможенной службе Российской Федерации положена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (далее – СУР), основанная на распределении участников ВЭД по трем категориям уровня риска (низкий, средний и высокий) в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства с дифференцированным применением к ним мер таможенного контроля. «Таможенное декларирование в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» («Удаленный выпуск товаров») в настоящее время доступно для участников ВЭД с низким уровнем риска (вывод сделан по результатам практической деятельности).

Учитывая многоэтапный документальный и фактический контроль, предусмотренный таможенным законодательством, планируется ли в ближайшем будущем рассмотрение вопроса по изменению возможностей для участников ВЭД с категорией уровня риска средней и высокой, в том числе возможность использования в своей деятельности технологии «Удаленного выпуска товаров»?

Ответ на вопрос № 5.

Субъектно-ориентированное категорирование (автоматическое категорирование) осуществляется в отношении всех участников ВЭД автоматически с использованием алгоритма программных средств. При этом алгоритмом производится анализ сведений о товарах, история внешнеэкономической деятельности участника и сведений, в том числе полученных от иных контролирующих органов, и другая информация, имеющаяся у таможенных органов.

В соответствии с письмом ФТС России от 28 марта 2012 г. № 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров» в настоящее время для участников ВЭД, отнесенных к любой категории риска, возможно декларирование товаров с применением технологии удаленного выпуска товаров (далее – ТУВ) на Сибирском, Иркутском, Новосибирском, Омском и Томском таможенных постах (центрах электронного декларирования) при условии местонахождения товаров в регионе деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления.

Для участников ВЭД, отнесенных к низкой категории риска в рамках отраслевого и автоматического категорирования, имеется возможность подачи ДТ в любой таможенный орган вне зависимости от места нахождения товара.

Данная возможность является одним из преимуществ для участников ВЭД, отнесенных к низкой категории риска, и ее распространение на другие категории участников ВЭД в ближайшей перспективе таможенными органами не рассматривается.

Вопрос № 6. При декларировании товара, находящегося в портах Дальнего Востока через Сибирский таможенный пост (ЦЭД), не срабатывает связка, декларацию приходится подавать в ЦЭДы Дальневосточного тамож. управления. Существует ли возможность отлаживания связки для декларирования через Сибирский таможенный пост (ЦЭД), учитывая, что предприятие не находится в категории низкого уровня риска?

Ответ на вопрос № 6.

В соответствии с письмом ФТС России от 28 марта 2012 г. № 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров» возможно декларирование товаров с применением ТУВ на Сибирском таможенном посту (центре электронного декларирования) Сибирской электронной таможни при условии местонахождения товаров в регионе деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления.

Технология, обеспечивающая возможность участника ВЭД подать ДТ в любой таможенный орган вне зависимости от местонахождения товаров применяется только в отношении участников ВЭД (как декларантов, так и лиц, ответственных за финансовое урегулирование), отнесенных по результатам отраслевого или субъектно-ориентированного (автоматического) категорирования корганизациям низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства.

Данная возможность является одним из преимуществ для участников ВЭД, отнесенных к низкой категории риска, и ее распространение на другие категории участников ВЭД в ближайшей перспективе таможенными органами не рассматривается.

Вопрос № 7. При проверке таможенной декларации инспектор направляет запрос о предоставлении документов. При этом, инспектор не всегда учитывает при указании кода документа, возможности направления/предоставления ответа, как в сканированном виде, так и текстовом формате. Это зачастую приводит к задержке направления ответа. Так в запросе инспектор запросил документ с код вида 09999, а у декларанта запрошенный документ имеет, как текстовую часть описания товара, так и его изображение в виде рисунка, фото и т.д., что может соответствовать коду типа документа от 09020 до 09023. Так же, нужно учесть, что обратной связи с инспектором, через программное обеспечение не предусмотрено. Связь с инспектором осуществляется по единому номеру телефона. В связи с чем происходит задержка ответа по времени.

Ответ на вопрос № 7.

В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761, электронные документы представляются декларантами по структуре и в форматах определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 (далее – альбом форматов).

Документы, содержащие графические элементы, которые не могут быть преобразованы в текстовый вид (технологические схемы, чертежи, диаграммы, графики, изображения (фотографии, рисунки) товаров), представляются в виде электронных образов документов, в том числе полученных путем сканирования бумажных носителей (далее – графические документы).

Электронные документы, необходимые для таможенного контроля, предварительно размещаются декларантом в электронном архиве документов декларанта до подачи ДТ в таможенный орган декларирования.

При этом в соответствии пунктом 5.2.8.3. Основного документа действующей Спецификации интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, предоставляемый документ должен передаваться только в формализованном виде в соответствии со структурами, приведенными в альбоме форматов.

Предоставление документов, имеющих код вида документа, не совпадающий с указанным в запросе, недопустимо.

Информационная система таможенных органов осуществляет контроль соответствия кода вида запрошенного документа коду вида предоставляемого документа. При обнаруженном несоответствии в информационную систему декларанта направляется сообщение об ошибке.

Графические материалы предоставляются только в том случае, если они были специально запрошены инспектором (т.е. в строке запроса явно указано, что требуется предоставление графических материалов и указан соответствующий код вида документа).

Предложения о необходимости реализации в новой создаваемой автоматизированной информационной системе таможенного оформления, которая должна заменить действующую, возможности обмена простыми текстовыми сообщениями между должностными лицами таможенного поста декларирования и декларантом (таможенным представителем) в процессе проверки ДТ с протоколированием (фиксированием) результатов обмена данными сообщениями и их сохранением в истории обработки ДТ, направлены в ФТС России в октябре 2019 года и находятся на рассмотрении.

Вопрос № 8. Сколько дней может длиться таможенный досмотр, каким правовым нормативным актом регламентируется данный срок?

Ответ на вопрос № 8.

Согласно положениям статьи 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) в случаях, если таможенным органом принято решение о проведении таможенного досмотра, срок выпуска товаров, может быть продлен на время, необходимое для его проведения.

При этом при продлении срока выпуска товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Исходя из практики работы Сибирского таможенного управления, срок проведения таможенного досмотра составляет один рабочей день со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу (1-2 рабочих дня).

Если предъявленные для таможенного досмотра товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров, и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах на товары, таможенный орган вправе продлить срок проведения таможенного досмотра.

Срок проведения таможенного досмотра продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партий на отдельные товары, и время, необходимое для проведения таможенного досмотра, но таким образом, чтобы таможенный досмотр был проведен в сроки, установленные статьей 119 ТК ЕАЭС.

Вопрос № 9. Каким образом принимается решение о проведении таможенного досмотра, кто должен присутствовать при проведении таможенного досмотра?

Ответ на вопрос № 9.

В соответствии с положениями статьи 310 ТК ЕАЭС таможенные органы при проведении таможенного контроля исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Таможенный орган декларирования, выявивший необходимость проведения таможенного досмотра, направляет в таможенный орган фактического контроля (место нахождения товара), с использованием штатных программных средств информационное сообщение, содержащее информацию о необходимости проведения таможенного досмотра.

Согласно требованиям статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при проведении таможенного досмотра, за исключением отдельных случаев.

По требованию таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при проведении таможенного досмотра и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Кроме того, таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:

1) неявка указанных лиц либо случаи, когда такие лица не установлены;

2) наличие угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов и наступление иных обстоятельств, не терпящих отлагательства, в том числе наличие признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также случаи, когда товары распространяют неприятный запах;

3) пересылка товаров в международных почтовых отправлениях (далее – МПО);

4) оставление на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз с таможенной территории ЕАЭС, или условий, установленных для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры.

Таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, проводится в присутствии 2 понятых, а в случае, связанном с пересылкой товаров в МПО – в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи, а при его отсутствии – в присутствии 2 понятых.

Вопрос № 10. Просим сообщить какими документами декларант может реализовать возможность аннулирования выпуска товаров, в случаях, когда товары не были фактически ввезены на таможенную территорию ЕАЭС (абзац 2 подпункта б) пункта 25 Порядка совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске товаров и аннулированием выпуска товаров, оформления решений о приостановлении срока выпуска товаров, продлении срока такого приостановления и об их отмене, а также уведомления о принятии таких решений, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 188 (далее – Порядок № 188).

Ответ на вопрос № 10.

Согласно положениям абзаца 2 подпункта б) пункта 25 Порядка таможенный орган аннулирует выпуск товаров по мотивированному обращению декларанта, поступившему в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, сведения о которых заявлены в декларации на товары, транзитной декларации либо заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, в том числе в случаях, когда товары, в отношении которых был осуществлен выпуск в соответствии с таможенными процедурами, предусматривающими их использование на таможенной территории ЕАЭС, фактически не были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС.

В силу положений пунктов 26 – 28 Порядка № 188 в указанном случае декларантом направляются в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращение, а в случае, если выпуск товаров осуществлялся с использованием ДТ на бумажном носителе, транзитной декларации на бумажном носителе либо заявления на бумажном носителе – также выданные ранее указанному лицу экземпляр (экземпляры) таких таможенных документов и транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной, на которых проставлены отметки должностного лица таможенного органа о выпуске товаров.

Таможенным органом регистрируется указанное обращение в возможно короткие сроки, но не позднее 1 часа рабочего времени с момента его поступления, путем присвоения ему регистрационного номера.

Декларант информируется должностным лицом таможенного органа о регистрации обращения в соответствии с законодательством государств-членов.

После регистрации указанного обращения таможенным органом не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем его регистрации, принимается решение об аннулировании выпуска товаров либо решение об отказе в аннулировании выпуска товаров.

Декларант информируется о принятом таможенным органом решении должностным лицом таможенного органа не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, и этим должностным лицом совершаются таможенные операции, предусмотренные пунктами 29 или 30 Порядка № 188.

Вопрос № 11. Перспективы периодического таможенного декларирования ввозимых товаров с применением технологии удаленного выпуска?

Ответ на вопрос № 11.

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 116 ТК ЕАЭС, в случае если при периодическом таможенном декларировании товары, заявленные в декларации на товары, не были предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему такую декларацию, в течение срока, установленного пунктом 8 статьи 116 ТК ЕАЭС, такая декларация на товары должна быть отозвана в соответствии с пунктом 8 статьи 113 ТК ЕАЭС.

Действующий бизнес-процесс таможенного декларирования товаров в электронной форме ввезенных товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, реализованный в Спецификации интерфейса взаимодействия между автоматизированной подсистемой «электронное представление сведений» и автоматизированными системами, входящими в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов, не содержит сценария информационного взаимодействия при уведомлении таможенного органа декларирования о фактическом прибытии товара при периодическом таможенном декларировании.

В этой связи, в настоящее время декларирование ввозимых товаров с применением периодического декларирования в регионе деятельности Сибирского региона осуществляется на таможенных постах фактического контроля.

Вместе с тем, таможенными органами принимаются необходимые меры по доработке программных средств для обеспечения реализации возможности декларирования ввозимых товаров с применением периодического таможенного декларирования на таможенных постах (центрах электронного декларирования).

ФТС отвечает на вопросы (служба федеральных таможенных доходов СТУ)
ФТС отвечает на вопросы (cлужба организации таможенного контроля)