Параллельный импорт товаров легализован

Минпромторг утвердил перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта. Всего список содержит 56 пунктов. Среди них, в частности, звукозаписывающая аппаратура, фото- и кинотехника, медицинские инструменты, музыкальные инструменты, бытовая техника (Electrolux, Miele, Siemens, Dyson, Philips), косметические компоненты, одежда и обувь, а также автомобили (Bentley, Cadillac, Land Rover, Jaguar и другие) и запчасти к ним (в том числе шины Michelin, Goodyear, Continental, Bridgestone).

Документ исключает гражданско-правовую ответственность для случаев завоза продукции импортерами в обход официальных каналов дистрибуции. Нововведение позволит поставлять и продавать в России законно произведенные зарубежные товары любым поставщикам, а не только официальным дилерам и дистрибьюторам.

В Минпромторге подчеркивают, что легализация параллельного импорта не предполагает разрешения на ввоз и оборот в России контрафакта: продукция должна быть легально введена в оборот в стране, откуда осуществляется импорт. “Одним из принципов формирования перечня стала защита интересов отечественных потребителей продукции тех иностранных компаний, которые покинули российский рынок в условиях введенного “недружественными” странами санкционного режима”, – говорится в сообщении, опубликованном в Telegram-канале министерства.

В ведомстве пояснили, что теперь таможенные органы при осуществлении необходимых процедур должны будут сверять коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и наименования брендов с приказом минпромторга.

В списке нет продовольствия, алкоголя и табака. Как пояснили в ведомстве, это связано с опасениями ввоза в страну контрафактной продукции, а сами товары с кодами ТН ВЭД с 1 по 24 относятся к ведению минсельхоза, который выступил против их включения в список параллельного импорта из-за риска роста контрафакта.

Дешевле не будет

Один из наиболее объемных пунктов перечня товаров для параллельного импорта – автомобили и запчасти к ним. В список вошли несколько десятков наименований, включая Land Rover, Bentley, Nissan, Infinity, Bugatti, Lexus, Skoda, Audi, Porsche, Volkswagen, Mitsubishi, Renault, BMW, Volvo и другие бренды как премиального, так и массового сегмента авторынка. Эксперты объясняют снятие многолетнего запрета на ввоз независимыми импортерами машин и запчастей к ним с угрозой массового исхода иностранных компаний из России, но пока не уверены, что параллельный импорт решит все возникшие в отрасли проблемы и не породит новых.

Главный редактор “Автобизнесревю” Евгений Еськов отмечает, что легализация параллельного импорта еще не означает, что колонны машин и контейнеры запчастей немедленно потянутся из-за рубежа в сторону российской границы.

“Государство узаконило механизмы поставок машин и деталей в обход официальных каналов, но это еще не решает всех проблем в логистике. Теоретически это должно помочь российской автоиндустрии справиться с дефицитом машин и деталей. Соответственно, если это восполнит нехватку дефицитного товара, цены могут опуститься. Но на практике еще предстоит увидеть, во что это выльется: удастся ли выстроить логистические цепочки для достаточного объема товара в Россию и какого качества в итоге он будет”, – говорит он.

О том, что ожидать снижения цен в отрасли не стоит, говорят и другие опрошенные “РГ” эксперты. “Да, возможно, у параллельных импортеров окажутся ниже издержки, но цены начнут расти за счет увеличения логистических цепочек. Тут каждый продавец будет устанавливать свою индивидуальную накрутку. Но, возможно, кто-то и сможет позволить себе демпинговать, чтобы захватить часть рынка. И в каких-то случаях цены на некоторые модели могут снизиться, учитывая, какие высокие накрутки были у дилеров последний год. Также на параллельный импорт значительно влияют валютные курсы, а предсказать дальнейшую стоимость валюты сейчас очень трудно”, – полагает директор по развитию автомобильного портала “Дром” Антон Серков.

Представитель России в конкурсе “Всемирный автомобиль года”, ведущий телеграм-канала “Автотелеграм” Дмитрий Баринов полагает, что снижение цен возможно только в массовом и среднем ценовом сегментах. “Здесь доля логистических “накруток” в общей цене автомобиля (например, дороже 80-100 тысяч долларов) окажется относительно невысокой. Поэтому такие модели вполне могут временно подешеветь – пока официальный курс доллара и евро к рублю относительно комфортный для поставщиков”, – предполагает он.

По словам Серкова, среди рисков, которые несет в себе параллельный импорт, – возможное отсутствие гарантийного сервиса, непрозрачное ценообразование и ограниченный ассортимент. “Вряд ли перечень товаров и брендов, разрешенных к параллельному импорту, сможет полноценно заменить существовавшую до сих пор сеть официальных дилеров. Предложение и выбор сократится”, – полагает эксперт.

Выполнение дилерами гарантийных обязательств, напротив, может стать главным итогом внедрения механизма параллельного импорта, считает Баринов. “Ведь сейчас, как известно, с запчастями возникли серьезные проблемы. Однако даже в этом случае, когда параллельные поставки будут налажены через страны-посредники, сроки гарантийного ремонта неизбежно увеличатся в несколько раз”, – признает он.

Без смартфона не останемся

Не менее обширный список включает иностранную бытовую и компьютерную технику. В перечне значатся бытовая техника брендов Electrolux, Miele, Siemens, Dyson и Philips, смартфоны и компьютерная техника Apple, Asus, HP, GoPro, Panasonic, Samsung, Nokia, Sony, Intel, Dell, LG и Toshiba. Кроме того, ввозить в Россию можно будет программное обеспечение и игровые приставки Microsoft, Sony, Nintendo.

По оценкам экспертов, главной проблемой организации параллельного импорта станут большие объемы ввозимой техники, которые практически невозможно организовать незаметно для производителя. Так, в 2021 году в стране, по оценке “Связного”, было продано 4,4 млн смартфонов Apple на общую сумму 333,6 млрд руб. “Растворить” поставки такого масштаба в импорте Казахстана или Армении практически невозможно. А значит, их придется дробить на мелкие партии, что приведет к росту логистических затрат и невозможности выстроить непрерывные цепочки поставок и продаж. Нет пока понимания и того, как производители отреагируют на резкий рост импорта в страны ЕАЭС и другие государства. Некоторые компании, в частности китайские, по словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, могут согласиться на такую схему поставок, так как она обезопасит их от риска вторичных санкций.

Параллельный импорт не коснется продуктов питания, алкоголя и табака

При этом ранее существовавшую практику поставок через дистрибьюторов также нельзя считать актуальной. По словам председателя совета Фонда развития цифровой экономики Германа Клименко, сегодня стал рентабельным розничный (персональный) экспорт. Контейнеры комплектуются техникой под заказ и содержат одновременно продукцию сотен марок.

“Однозначного ответа о вреде или пользе параллельного импорта нет. Как элемент цифровой экономики это безусловно благо, но с особенностями”, – заявляет эксперт.

Крупные розничные сети ожидают, что эта процедура сделает работу более стабильной. “Мы ретейлер, не импортер. У нас могут быть прямые отношения с вендорами. Но все занимаются тем, что умеют лучше всего. Мы хорошо умеем делать “последнюю милю” до потребителя”, – сообщил “РГ” гендиректор “Ситилинк” Михаил Славинский. Он выразил надежду, что принятые меры позволят дистрибьюторам и дальше поставлять продукцию.

Планируют воспользоваться параллельным импортом в сети DNS. “Ожидаем, что благодаря этой процедуре проблемные категории закроем в ближайшее время”, – сообщили в пресс-службе компании.

Что дальше

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский отмечал, что легализация в России параллельного импорта позволит насытить товарами внутренний рынок. “Легализация параллельного импорта в текущих условиях будет способствовать увеличению количества хозяйствующих субъектов, импортирующих товар в Россию”, – отмечал глава антимонопольного ведомства.

В ФАС считают, что параллельный импорт позволит решить проблемы ценовой, качественной и ассортиментной дискриминации со стороны правообладателей в отношении российских потребителей. Кроме того, новые правила помогут снизить возможность недобросовестной конкуренции со стороны официальных дистрибьюторов товаров в отношении импортеров.

В минпромторге подчеркивали, что перечень товаров для параллельного импорта будет корректироваться: он может как расширяться, так и сужаться в зависимости от решений иностранных компаний по работе в России. Предполагается, что актуализироваться список будет раз в квартал или два месяца. Это особенно актуально в условиях все новых санкций, которые западные страны вводят против России, – несколько дней назад США запретили поставки 205 товаров, среди которых ножи и лезвия для машин, реактивные гидравлические, пневматические, установки для кондиционирования воздуха, грузовики и многое другое.

После публикации списка товаров, разрешенных к ввозу в обход правообладателя, глава минпромторга Денис Мантуров заявил, что иностранные компании, продукция которых попала под параллельный импорт, пока не просили об их исключении из перечня. Он также напомнил, что компании будут исключаться из списка по мере принятия ими решений о возобновлении поставок продукции.

“Мы готовы оперативно реагировать”, – добавил министр.

В России параллельный импорт был разрешен до 2002 года, когда в Гражданском кодексе появился пункт о том, что товар может ввозиться в страну самим правообладателем или с его согласия. Таким образом, “серый” импорт считался контрабандой, нарушители должны были выплачивать правообладателю компенсацию в размере до 5 млн рублей, а товары подлежали уничтожению.

Правила ВТО не запрещают параллельный импорт, а отдают этот вопрос на усмотрение национальных властей. Многие страны мира разрешают параллельный импорт, в частности, США (в стране действует так называемая доктрина первой продажи, согласно которой перепродажа оригинальных товаров не является нарушением), страны Евросоюза, Великобритания, Канада, Бразилия, Турция и другие. При этом есть определенные ограничения. Так, например, почти везде действует условие, что состояние ввезенного товара не должно измениться или ухудшиться после выпуска на местный рынок, это касается в том числе и упаковки продукции.

Источник: Российская газета