Параллельный импорт как инструмент управления экономическими санкциями

На сегодняшний день остро стоит вопрос о правовой неопределенности параллельного импорта, из-за которой возникают дополнительные риски у отечественных предпринимателей.

Суть параллельного импорта заключается в том, что оригинальные товары ввозятся в страну без разрешения правообладателя. Однако, речь идет не обо всех товарах, а лишь о тех, что находятся под защитой товарного знака, зарегистрированного в России. В итоге, в случае если производитель не произвел регистрацию товарного знака в России, то разрешение и ранее было не нужно. Так же, необходимо отметить, что параллельный импорт – это не ввоз подделок и/или контрафакта, а ввоз «оригинального» товара, со всеми сопровождающими документами.

Международными правилами торговли параллельный импорт допускается (Статья XI — Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30.10.1947)

Итак, еще в 1992 году в ст. 11 Патентного Закона РФ от 23 сентября №3517-1 (документ утратил силу с 01.01.2008 г. в связи с принятием ФЗ от 18 декабря 2006 года №231-ФЗ) говорилось: «… не признается нарушением исключительного права патентообладателя применение средств, содержащих изобретения, полезные модели, промышленные образцы, защищенные патентами, если эти средства введены в хозяйственный оборот законным путем». Параллельный импорт товаров в РФ из стран Евросоюза был закреплен договором, подписанным в 1994 г.

В июне 2022 года Президентом России Владимиром Путиным подписан закон, разрешающий параллельный импорт – ФЗ от 28.06.2022 г. №213-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рустам Тихонов, директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития прокомментировал: «… документ направлен на защиту отечественного бизнеса на тот случай, если правообладатель посчитает, что его права нарушены, и подаст иск в суд».

На X Петербургском международном юридическом форуме Генеральный директор ООО «Транстехнология» Наталья Золотых отметила, что «… в Закон об интеллектуальной собственности входит много категорий, в том числе «патенты», «товарный знак», «авторские права»… говоря о параллельном импорте, власти имеют в виду только патентное право и товарные знаки, но непонятно, как быть со всем остальным (например, авторскими правами). Поэтому предприниматели, которые занимаются параллельным импортом, несут большие риски, которые должны осознавать». Однако, здесь же, В. Козлов, исполняющий обязанности начальника управления таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы, отмечает, что не видит опасностей в параллельном импорте и что бизнесменам не стоит бояться, если они действуют по закону и имеют дело только с проверенными контрагентами.

Получается, что параллельный импорт это и есть реализация и выражение международного принципа исчерпания прав, которое заключается в том, что без согласия правообладателя и без выплат какого-либо вознаграждения разрешается свободная реализация товара.

Цель параллельного импорта заключается в том, что он поможет избежать дефицита и в среднесрочной перспективе наращивание параллельного импорта будет способствовать снижению роста цен в экономике, увеличению товарооборота, так как ряд иностранных компаний прекратили и/или приостановили свою деятельность на территории РФ.

29 марта 2022 года Правительством РФ принято Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506, которое дает разрешение на импорт в Российскую Федерацию востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателя. Однако, допускается ввоз не всех товаров, а только тех, которые включены в перечень Минпромторга, первый список которого был утвержден в апреле 2022 г. (Перечень товаров для параллельного импорта — приказ Минпромторга от 19.04.2022). В июне 2022 года данный список был обновлен, в связи с тем, что количество ушедших брендов к этому времени значительно увеличилось (Приказ Минпромторга от 03.06.2022 № 2299)

Стоит обратить внимание на то, что еще председатель Правительства Михаил Мишустин на заседании Президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики отмечал, что «…одна из ключевых задач кабинета министров – насыщение рынка необходимой продукцией, чтобы граждане сохранили максимально возможный доступ в текущих условиях к привычным товарам».

Перечислим требования, которые сегодня предъявляются к товарам при параллельном импорте:

1. Товар входит в список Минпромторга (Приказ Минпромторга РФ от 19.04.2022 №1532)
2. У продавца (импортера) должны присутствовать все документы на товар. Дмитрий Светлов из центра «ПравоВЭД» подчеркивает: «… товары ввезенные по параллельному импорту – это полностью оригинальная продукция, изготовленная тем же производителем по общим стандартам качества».
3. Товар оригинальный. Для подтверждения оригинальности товара импортеру необходимо представить всю цепочку договоров поставок. Так же может потребоваться экспертиза товара (Про таможенную экспертизу — ст. 389 ТК ЕАЭС)
4. Товар должен продаваться на зарубежном рынке только легально. Данное условие подтверждает цепочка договоров с поставщиками.

Выделим нюансы, на которые необходимо обратить внимание импортерам:

1. Нормативные документы могут корректироваться. Минпромторг вправе менять перечень категорий и брендов.
2. Маркировка. Исключений для параллельного импорта нет, так как одна из ее главных целей – борьба с контрафактом.
3. Параллельным импортом ввозить товары могут компании и ИП, в том числе.

Итак, с какими рисками можно столкнуться с введением параллельного импорта?

– риск возрастания ввоза количества контрафактного товара в виде подделок. Заместитель Дальневосточного транспортного прокурора Алексей Легезин отмечает, что с введением параллельного импорта существуют риски возрастания количества контрафактного товара в виде подделок, ввозимых на территорию РФ. Контрафактная продукция опасна использованием некачественных, токсичных материалов для его изготовления, способных отрицательно влиять на здоровье человека. Номенклатура таких товаров стремительно расширяется, и сейчас охватывает практически все доступные для нелегальных производителей сферы народного потребления. Кроме предметов легкой промышленности, под их влияние попало производство подделок бытовой химии, косметики и парфюмерии, лекарственных препаратов, пищевой продукции (особенно мясное и рыбное консервирование), детских товаров, бытовой техники, и других.

– проблема с гарантией и сервисным обслуживанием ввозимых товаров. В соответствии со ст. 6 закона «О защите прав потребителей» «… изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы». Однако, если компания «ушла» из России, сервисные центры закрываются и оригинальных деталей для ремонта не будет. В этом случае, продавец (импортер) может договориться с каким-либо частным сервисным центром о ремонте товара;

– проблема выстраивания логистических цепочек поставок товара;

– затруднения с оплатой товаров. Руководитель ФТС России Владимир Булавин в своем интервью «Российской газете» подчеркнул «… действительно, можно говорить о том, что санкции приобретают всеобъемлющий характер, и, сегодня можно говорить об экономической блокаде. С нашего рынка ушли платежные системы, многие интернет-площадки. И, в итоге, это отразилось на объемах электронной торговли, которая сократилась почти вдвое»;

– снижение иностранного инвестирования в российскую экономику.

Вместе с тем, параллельный импорт, в сложившейся ситуации, дает следующие преимущества:

– снижение случаев ущемления прав российского потребителя со стороны правообладателя;

– уменьшение стоимости на товары известных марок, в силу создания дополнительной конкуренции между независимыми импортерами и официальными представителями, а так же возможность покупки товара без наценки официального дилера;

– создание временных преимуществ для МСП, то есть возможности ввозить и продавать небольшие партии товаров, которые экономически не выгодны крупному бизнесу, тем самым сэкономить на платежах правообладателям;

– устранение дискриминации российского рынка по качеству товара. По мнению председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле В. Гутенева «… одна и та же продукция зарубежных брендов для рынков России отличалась по качеству от того, что поставляется, например, в Германию при идентичной упаковке и одинаковых заявленных характеристиках».

В итоге, отметим, что параллельный импорт – вынужденная мера, продиктованная текущими экономическими обстоятельствами, и не может полноценно заменить официальные поставки.

Автор статьи Воблая И.Н. – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Источник: Дальневосточное таможенное управление