Доклад начальника отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений службы федеральных таможенных доходов Уральского таможенного управления С.В. Волкова на вебинаре УТУ от 09.02.2023.
С учетом практики, имеющейся в Управлении, следует обратить внимание на один факт.
В вопросах консультирования по данной тематике сталкиваемся с неоднократными случаями неверного понимания заинтересованными лицами сути двух так называемых институтов: «институт принятия предварительных решений по классификации» и «институт принятия решений по классификации, перемещаемых в несобранном или разобранном виде».
Это два разных термина, два различные решения по классификации. Отличительной особенностью является то, что предварительное решение по классификации принимается в отношении товара, который будет перемещаться и декларироваться единомоментно, а второе решение по классификации принимается в отношении товаров, которые будут перемещаться покомпонентно, в рамках установленного временного промежутка.
Первый вид решения принимается всеми РТУ (за исключением СКТУ) в отношении всей номенклатуры товаров (за исключением 27 группы), второй вид решений – исключительно прерогатива ФТС России в отношении конкретного Перечня товаров.
Хочется обратить внимание на возможность электронного получения таких решений по классификации.
Уральский регион – один из крупнейших промышленно-производственных центров Российской Федерации, чем обусловлено таможенное декларирование именно этого вида товаров – машины, оборудование и механизмы, классифицируемые в товарных группах 84, 85 и 90 ТН ВЭД ЕАЭС.
Одним из перспективных и наиболее эффективных направлений является проведение таможенного контроля после выпуска товаров по вопросу проверки достоверности заявленных сведений об описании и классификационном коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС технически сложных товаров, ввозимых с разделением поставок на отдельные части в целях занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате.
В ходе таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами применяется совокупность методов, например, направление требований о представлении документов и сведений проверяемым лицам, направление международных запросов, проведение таможенных экспертиз и другие.
В течение последних лет таможенными органами Уральского таможенного Управления выявляются схемы уклонения от уплаты таможенных платежей – ввоз технически сложных товаров с разделением поставок на отдельные части и заявлением недостоверных сведений об описании и классификационном коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС с более низкой ставкой ввозной таможенной пошлины.
В докладе подробнее остановлюсь на втором виде решений по классификации, в именно, решениях на товары, перемещаемых в несобранном или разобранном виде.
Решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени, принимаются в соответствии со статьями 16, 17 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ.
Как указал выше субъектом принятия таких решений является ФТС России в лице Управления товарной номенклатуры.
Формы и порядок заполнения документов, используемых при принятии Решения, при внесении изменений в такое решение, при отказе в рассмотрении заявления и принятии такого решения, а также при прекращении действия такого решения утверждены приказом ФТС России от 06.02.2019 № 194.
Форматы документов, представляемых в электронном виде, а также особенности их формирования, утверждены приказом ФТС России от 24.03.2022 № 194.
Перечень товаров утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.04.2018 № 45 “Об утверждении перечня товаров, в отношении которых таможенными органами принимаются решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде”.
Особенности таможенного декларирования определены статьей 117 Таможенного кодекса Союза и статьей 103 ФЗ № 289. Иные особенности определены решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
Для принятия решения по классификации заявителем направляется заявление лица, в том числе – перечень компонентов товаров. Такое заявление подается в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через Личный кабинет либо в виде документа на бумажном носителе.
Заявление о принятии Решения составляется на русском языке и включает: наименование организации, юридический адрес, почтовый адрес, контактный телефон, ОГРН, ИНН, наименование товара, информация о таможенной процедуре, под которую будет помещен товар, наименование таможенного органа, где будет осуществляться таможенное декларирование товара, а также его предъявление таможенному органу.
В настоящее время возможно декларировать товар на таможенных постах (центрах электронного декларирования), а предъявлять его любому таможенному посту фактического таможенного контроля.
В случае направления заявления о принятии решения о классификации товара через Личный кабинет (сервис “Классификация товаров, перемещаемых в виде компонентов”) решение о классификации товара принимается в течение 55 рабочих дней.
К заявлению о принятии Решения должны быть приложены:
– документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки в отношении товара;
– документы, которые могут служить основанием для подтверждения количества поставляемых (указанных в перечне товаров) компонентов, содержащие
наименования, количество/вес нетто поставляемых компонентов (инструкции, листы каталогов, фотографии, описание сбособов сборки или монтажа, чертежи и другие)
– учредительные документы Заявителя;
– перечень компонентов товара.
ФТС России доработаны программные средства, позволяющие вести в электронном виде базу принятых Решений. В связи с чем, все Решения, принятые с 01.01.2021, хранятся в базе в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, а также передаются в Личный кабинет. В случае, если Заявление было направлено ранее на бумажном носителе и решение принято тоже на бумажном носителе, то участник ВЭД вправе получить Решение в электронном виде, зарегистрировавшись в Личном кабинете.
Наиболее частые ошибки, которые приводят к отказам заявлений, являются:
– в документах отсутствуют ссылки на прилагаемые чертежи, а на чертежах не обозначены компоненты товара;
– перечень компонентов товара не соответствует спецификациям к договору/контракту по наименованию и количеству заявляемых компонентов;
– чертежи нечитаемые;
– наличие в комплектах документов на иностранном языке без приложения перевода.
О сведениях, которые необходимы для заполнения информации о Перечне компонентов, более детально можно ознакомиться в Методических рекомендациях на официальном ресурсе ФТС России, опубликованных в июне 2022 года.
В целях начала таможенного декларирования оборудования, в отношении которого получено решение по классификации, необходимо в таможенный орган декларирования направить уведомление о планируемых поставках. Форма и порядок заполнения уведомления утверждена приказом ФТС России от 8 февраля 2019 г. № 213.
Декларантом компонентов товара является лицо, которому выдано решение о классификации товаров, таможенное декларирование всех компонентов товара осуществляется одному таможенному органу, компоненты товара ввозятся на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя или вывозятся с такой территории от одного отправителя.
В отношении компонентов товара применяются запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, установленные в отношении товара в комплектном или завершенном виде и действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары в отношении компонентов товара.
Декларация на товары в отношении последнего компонента товара в комплектном или завершенном виде должна быть подана в срок, не превышающий 2 года со дня регистрации декларации на товары в отношении первого компонента такого товара. Предельный срок подачи декларации на товары в отношении последнего компонента товара в комплектном или завершенном виде не может превышать шесть лет с даты регистрации декларации в отношении первого компонента такого товара.
Порядок продления срока подачи декларации на товары в отношении последнего компонента товара регламентирован в приказе ФТС России от 23 июня 2021 г. № 525. В целях продления обращение подается в региональное таможенное управление, в структуру которого входит таможня (далее – РТУ), указанная в графе 2 решения о классификации товара.
Остановлюсь на особенностях заполнения отдельных граф ЭДТ.
В графе 7 «справочный номер» указываются коды особенностей ОКТ (для декларации на товары для компонента) и ЗПК (в отношении последнего компонента).
При наличии в товарной партии товаров, являющихся компонентами товара, и товаров, не являющихся компонентами товара, а также при наличии в товарной партии товаров, являющихся компонентами разных разобранных товаров, сведения о таких товарах указываются в разных ДТ.
При декларировании последней партии компонентов товара дополнительно указываются общая стоимость разобранного товара, вес брутто, вес нетто полученные путем суммирования стоимостей компонентов товара, указанных во всех ДТ, поданных в отношении компонентов товара.
В графе 33 “Код товара указывается десятизначный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС разобранного товара согласно решению о классификации товаров.
В графе 40 “Общая декларация/Предшествующий документ” указываются регистрационные номера ДТ, поданных в отношении предшествующих партий компонентов товара.
В графе 44 “Дополнительная информация/Представленные документы” указываются:
– номер и дата принятия решения о классификации товаров;
– номер и дата уведомления о планируемых поставках компонентов товара, если в соответствии с законодательством государств – членов Союза предусмотрено такое уведомление;
– номер и дата принятия решения о внесении изменений в решение о классификации товаров (при наличии).
Источник: Уральское таможенное управление