Конституционный суд (КС) России признал право граждан снимать копии с материалов таможенных проверок и делать выписки из них, при этом парламенту надлежит разработать специальный правовой механизм для ознакомления с материалами проверок, которые содержат государственную и иную охраняемую законом тайну. Постановление опубликовано во вторник на сайте КС РФ.
“Признать пункт 2 статьи 235 Федерального закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” не соответствующим Конституции Российской Федерации <...> в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он не обеспечивает права проверяемого лица (его представителя) в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки осуществлять из них выписки и (или) использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования), – в части, в которой данные материалы не содержат государственной или иной охраняемой законом тайны”, – говорится в документе. Там же отмечается, что в нынешнем виде норма делает возможным отказ проверяемому лицу в осуществлении права на копирование указанных материалов.
История вопроса
С жалобой в КС обратилась челябинская компания “Изи Чайна корпорэйт”. Она задекларировала на таможне стекломагниевые листы из древесных отходов, которые импортировала из Китая. После камеральной проверки таможня изменила стоимость товара, прибавив к ней транспортные расходы, понесенные фирмой по другому, взаимосвязанному договору. Заявителю разрешили ознакомиться с материалами проверки, которые состояли из семи томов (в общей сложности более 2 тыс. листов), но запретили при этом делать из них выписки и снимать копии.
Это решение компания обжаловала в арбитражном суде, который указал, что закон не предусматривает ограничений в отношении способов ознакомления с материалами таможенной проверки. Однако апелляционная, кассационная инстанция и Верховный суд подтвердили законность действий таможенников. В этих решениях судьи исходили из толкования оспариваемой нормы Минфином России – ведомство неоднократно указывало, что ею, напротив, не предусмотрено право проверяемого лица осуществлять выписки из материалов таможенной проверки и снимать с них копии. Заявитель считает, что при таком применении закона проверяемым лицам гораздо труднее представлять письменные возражения на акты проверок и подавать жалобы в вышестоящие таможенные органы.
Позиция КС
Как указал суд, эффективное оспаривание решения таможенного органа как в судебном, так и в административном порядке невозможно без фиксации содержащихся в документах сведений, тем более в случаях, когда объем материала значителен. Иначе может быть ущемлено и право на получение квалифицированной юридической помощи – а это прямо противоречит правовым позициям КС.
Кроме того, в постановлении отмечается принципиально иной порядок ознакомления с материалами налоговой проверки – в этом случае закон прямо предусматривает изготовление выписок и снятие копий. При этом предмет таможенного и налогового законодательства, равно как и метод правового регулирования, в сущности схожи – поэтому подход к возможности ознакомления с материалами проверок не должен различаться, считают судьи КС.
Суд признал, что ознакомление с документами, которые содержат охраняемую законом тайну, не предполагает возможности их фотографирования, даже если доступ проверяемого лица к таким сведениям предусмотрен законами. Вместе с тем, законодатель вправе установить специальный правовой механизм ознакомления с материалами, которые содержат такую информацию. Исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций КС парламенту надлежит внести в действующие правовые акты изменения, следует из постановления.
Источник: ТАСС