Главная перспектива – модернизация пунктов пропуска в Забайкалье

Во время пандемии коронавирусной инфекции трансграничные процессы в Забайкалье были поставлены на паузу — уменьшился поток грузов: въезжающих в Россию и выезжающих из страны практически не было. Поэтому лишь в 2023 году Читинская таможня в полную силу вернулась к своей привычной деятельности. Теперь больших усилий и отдачи требует от таможни и специальная военная операция. Итогам работы ведомства в 2023 году на минувшей неделе была посвящена пресс-конференция для журналистов региональных СМИ.

Поток грузов стал больше

Как напомнил начальник Читинской таможни генералмайор таможенной службы Владимир Игнатьев, в Забайкалье действуют 11 таможенных постов, функционируют восемь пунктов пропуска: четыре из них — на российскокитайском участке границы; три — на российско-монгольском; а также один воздушный пункт пропуска «Аэропорт – Чита».

— В 2023 году открылось пассажирское направление. До октября минувшего года действовал визовый режим, затем мы стали работать по списочному варианту. Наибольшая напряженность ощущалась на МАПП «Забайкальск», который является лидером по количеству оформленных физических лиц и транспортных средств. В частности, через него проследовало 458,2 тысячи физических лиц, 19,3 тысячи автобусов, 140,9 тысячи грузовых транспортных средств. С 15 мая МАПП перешел на круглосуточный режим работы, и этот эксперимент был признан успешным, — сказал Владимир Игнатьев.

По его словам, пропускная способность данного пункта пропуска составляет 280 грузовых автотранспортных средств в оба направления. Однако на сегодняшний день таможенную границу в обоих направлениях пересекают от 450 до 550 транспортных средств. Сейчас на МАПП сохраняется напряженность в связи с приближающимся китайским Новым годом.

В минувшем году сотрудники МАПП «Забайкальск» оформили рекордное количество единиц новой техники — 51 215. Это больше в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В данном перечне — самосвалы, автобусы, погрузчики, тракторы, машины для строительства дорог, краны.

Сотрудники таможенного поста железнодорожного пункта пропуска «Забайкальск» оформили 2013 (в 2022 году — 1791) составов на въезд в Россию и 5837 (в 2022 году — 4522) — на выезд из России. Перемещено 2,1 миллиона тонн импортных и 18,9 миллиона тонн экспортных товаров. Основной объем вывозимых товаров составили руда, уголь, лесо- и пиломатериалы.

— В прошлом году МАПП «Забайкальск» с рабочим визитом посетил заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Он остался недоволен состоянием пункта пропуска. Это не секрет, что 1 марта исполнится 26 лет с момента, как МАПП приняли в эксплуатацию, и с тех пор там не было капитального ремонта. Однако сейчас просматривается перспектива реконструкции и развития пункта пропуска, — отметил начальник Читинской таможни.

Он подчеркнул, что в Забайкалье все пограничные пункты пропуска будут модернизированы. А в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа к тому же планируется строительство нового железнодорожного пункта пропуска.

— Реконструкция пунктов пропуска позволит создать для забайкальцев новые рабочие места. К примеру, если сейчас на МАПП «Забайкальск» работают 253 человека, то в 2026 — 2027 годах потребуется 560 штатных единиц. На ДАПП «Староцурухайтуйский» работают 10 человек, а после строительства железнодорожного пункта пропуска потребуется 250 сотрудников. По этой причине становится острой проблема обеспечения жильем наших должностных лиц. Она усугубилась еще летом прошлого года, когда к нам одновременно направили 80 штатных единиц. Большая часть из них была направлена на МАПП «Забайкальск», — пояснил Владимир Игнатьев.

Общий штат Читинской таможни насчитывает 945 сотрудников. Это одна из самых многочисленных таможен в ДФО.

Выявлять нарушения помогает ИДК

Читинская таможня проводит работу по выявлению товаров, ввозимых с нарушением таможенных правил. Помогают в этом современные технологии, в частности, на МАПП «Забайкальск» для досмотра грузов применяется портальный инспекционнодосмотровый комплекс.

— Все транспортные средства, следующие и на въезд, и на выезд, проходят через портальный ИДК. Комплекс проводит двухракурсное сканирование транспорта без его остановки. Это позволяет сократить время таможенного контроля и повысить его эффективность. В прошлом году с помощью ИДК провели более 15 тысяч осмотров. По их результатам таможня возбудила 362 дела об административных правонарушениях. Таможенники обнаружили более 429 тонн товаров, ввозимых из КНР с нарушением таможенных правил, — рассказал первый заместитель начальника Читинской таможни Денис Власкин.

Заместитель начальника Читинской таможни по правоохранительной деятельности Алексей Рожнов сообщил, что в течение 2023 года правоохранительные подразделения таможни возбудили 52 уголовных дела по контрабандообразующим составам. В 2022 году таких дел было 47.

— Основная доля уголовных дел возбуждена по фактам незаконного оборота лесоматериалов, наркотических и сильнодействующих веществ, минеральных удобрений и камней, драгоценных металлов, — пояснил Алексей Рожнов. — Также Читинская таможня занимает пятое место в России по выявлению административных правонарушений. В прошлом году мы возбудили 3200 таких дел. Сумма взысканных штрафов, направленных в доход государства, составила 20 миллионов рублей.

В 2023 году Читинская таможня выявила 735 единиц контрафактных товаров производства КНР. Сотрудники таможни продолжают отправлять конфискованный контрафактный товар в зону проведения специальной военной операции. В этом направлении выстроено сотрудничество с Минобороны РФ и Народным фронтом.

— Как горячие пирожки, уходят лесоматериалы. А также востребовано всё, что нужно для обустройства быта бойцов, — это средства гигиены, слесарные инструменты, — уточнил Владимир Игнатьев.

Недавно сотрудники таможни остановили совершенно удивительный груз — порядка девяти контейнеров с военным обмундированием с символикой украинской армии.

— Транзитом через Китай в Польшу шло военное обмундирование. И не просто в мешках, а контейнеры были забиты под завязку. Каждый контейнер упакован заводским способом, прессован. Это был спецзаказ — на форме имеются нашивки с символикой украинской армии, а на контейнерах указаны адреса конкретных городов Украины, — дополнил Владимир Игнатьев.

По его словам, таможня продолжает досмотр данного груза. Что касается планов на наступивший 2024 год, то для Читинской таможни приоритетным направлением остается укрепление взаимодействия с таможенными службами государств АзиатскоТихоокеанского региона, в частности — с Китайской Народной Республикой и Монголией. По итогам 2023 года основным торговым партнером участников внешнеэкономической деятельности остается Китай.

Источник: Забайкальский рабочий