Возможные риски при работе с контрагентами из Китая

Все больше российских импортеров обращают внимание на Китай. Они рассматривают его в качестве одного из важных направлений для развития бизнеса. Однако при работе с китайскими контрагентами стоит помнить о возможных рисках.

Возможные риски

Один из них – отсутствие у партнера из КНР необходимых производственных мощностей.

Нередко китайские торговые компании представляются производителями и говорят, что могут самостоятельно выпустить необходимую вам продукцию в нужных объемах. Однако на деле оказывается, что это не так. Такие недобросовестные контрагенты могут передать ваш заказ мелкой фабрике, которая произведет товары низкого качества, и следовательно очень сильно подставит вас.

Еще один возможный риск – заключение договора с мошенниками. К сожалению, сейчас можно легко столкнуться с недобросовестными компаниями из КНР. Они могут не выполнять свои договорные обязательства. Некоторые из них даже могут не иметь юридического лица.

Среди трудностей, с которыми можно столкнуться при работе с Китаем, также неосведомленность об особенностях семейного бизнеса в этой стране. И о том, какие риски он может представлять для иностранных партнеров. Дело в том, что активы одной компании в КНР могут быть распределены между несколькими членами семьи. В семейных предприятиях в Китае принятие решений и взаимоотношения могут быть определены семейными связями и традициями, что может сказаться на коммерческих практиках.

При работе с рынком КНР не стоит забывать и таком риске, как возможная поставка продукции низкого качества. К сожалению, столкнуться с этой проблемой очень легко. В Китае огромное количество производителей и не все из них выпускают первоклассные товары.

Как избежать подобных ситуаций?

Компания Asia Import Group (AIG) подготовила советы о том, как минимизировать перечисленные риски.

1. Проверьте репутацию китайского контрагента. Сделать это очень просто. Огромное количество китайских компаний размещают свою продукцию на маркетплейсах КНР. Например, на 1688 или Taobao. Там можно оценить рейтинг продавца, который складывается из оценки качества его товаров, его оборота, скорости ответа на вопросы покупателей и других показателей. Также на китайских маркетплейсах, как и на российских аналогах, можно почитать отзывы пользователей о поставщике и его продукции.

2. Проверьте всю доступную информацию о контрагенте. О его уставном капитале, о том, сколько учредителей у компании, какими видами деятельности она официально занимается. Для этого существуют специальные базы данных китайских предприятий. Они устроены по принципу российских аналогов, например, таких, как система «СПАРК-Интерфакс». Эти платформы платные, получить всю информацию из них можно, обратившись к российским логистическим компаниям, работающим с Китаем. Например, к Asia Import Group.

3. Организуйте аудит китайской фабрики и ее производственных мощностей. Это не так дорого. Процедура поможет убедиться в физическом существовании предприятия и его способности выполнять заказы. Провести аудит могут сторонние специалисты, например, представители российских логистических компаний, у которых есть офисы в КНР.

4. Запросите копии юридических документов, таких как свидетельства о регистрации, лицензии, контракты и другие. Если компания откажется предоставлять их, стоит уточнить, с чем это может быть связано. При отсутствии четкого объяснения рекомендуем серьезно подумать, нужно ли сотрудничать с контрагентом.

5. Обратите внимание, насколько оперативно компания отвечает на ваши запросы. К примеру, при запросе инвойса предприятие должно составить и выслать его в течение нескольких часов (в крайнем случае в течение 1-2 дней). Контрагенты, которые реально работают с товарами, укладываются в этот временной промежуток. Если же документ предоставляется значительно позже, также стоит задуматься о благонадежности китайского партнера.
Не стесняйтесь задавать вопросы и запрашивать информацию о производственных мощностях компании. Вы можете запросить данные о размере завода, числе сотрудников, технологии, используемой на производстве, и опыте выполнения схожих заказов.

6. Перед заключением контракта запросите образцы продукции, чтобы убедиться в соответствии ее качества вашим требованиям.

7. Контролируйте качество товаров на всех стадиях производства. Такой контроль может включать независимую инспекцию экспертов или мониторинг качества вашими сотрудниками.

8. Узнайте, является ли китайская компания-партнер семейным бизнесом и как это может повлиять на принятие решений и управление.

9. Соблюдение этих советов поможет вам уменьшить риски и повысить вероятность успешной и надежной торговли.

Источник: Виртуальная таможня