Россия активно наращивает торговлю с Китаем, увеличивая импорт, а еще больше экспорт своей продукции в соседнюю страну. Эксперты отмечают, что это позволяет частично компенсировать снижение поставок нефти и газа в Европу, а также получать электронику, компьютеры и другие товары, которые перестали поставлять западные страны.
Товарооборот России и Китая за первые девять месяцев этого года вырос в годовом исчислении на 32,5 процента, достигнув 136,08 миллиарда долларов. Таковы данные Главного таможенного управления КНР. Основной прирост торговли обеспечили поставки из России в Китай товаров и услуг, которые выросли на 51,6 процента – до 83,84 миллиарда долларов.
Увеличение товарооборота с Китам вызвано сложностями в нашей торговле с западными странами, рассказал “РГ” профессор кафедры регионоведения Московского гуманитарного университета Алексей Скопин: “Европа ограничила закупку российской нефти. Так что в первую очередь рост товарооборота произошел из-за увеличения поставок в КНР нашей нефти. Поставки газа тоже увеличились”.
На сегодняшний день нефть, природный газ и уголь составляют около 70 процентов стоимости ввозимых из России в Китай товаров.
Конечно, продать Китаю все, что не купит Европа, не получится – потребности КНР меньше. Но поставки наших энергоносителей восточному соседу будут увеличиваться, считает заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин. “Там экономика продолжает расти, плюс Китай не отказывается от декарбонизации, которая предполагает уменьшение доли угля в энергобалансе страны и увеличение использования природного газа, – пояснил он “РГ”. – А мы один из крупнейших и надежнейших поставщиков трубопроводного газа”.
Помимо энергоносителей, по словам эксперта, мы продаем в Китай древесину, металлы, полезные ископаемые и сельскохозяйственную продукцию.
Импорт России из Китая за девять месяцев 2022 года увеличился на 10,3 процента и составил 52,24 миллиарда долларов. КНР поставляет в нашу страну самую разную продукцию, значительная доля которой приходится на смартфоны, промышленное и специализированное оборудование, детские игрушки, обувь, транспортные средства, кондиционеры и компьютеры.
И здесь западные санкции также способствуют увеличению торговли. “Китай сможет поставлять нам некоторые высокотехнологичные товары, которые мы не можем теперь купить в Европе, – отмечает Сергей Луконин. – Но китайские компании будут действовать осторожно, чтобы не попасть под вторичные санкции. Например, будут поставлять компьютерные чипы, которые Китай производит сам, и где нет интеллектуальной собственности европейских и американских компаний”.
Пример того, как товары из КНР заменяют европейские, – российский авторынок. В первом квартале этого года лишь каждая десятая из продаваемых в России машин была китайской марки. А в начале октября, как сообщило агентство “АВТОСТАТ”, среди всех проданных в России новых легковых автомобилей доля машин из КНР составила 30,3 процента. Кроме того, больше всего дилеров в нашей стране теперь именно у китайских марок. Раньше на первом месте были европейские бренды.
КНР стремится занять те ниши на авторынке России, которые освободились после ухода европейских, американских, японских и частично южнокорейских автопроизводителей, отмечает Сергей Луконин. По его словам, Китай заинтересован в этом, поскольку автопром – один из локомотивов экономического роста КНР.
Китайские автопроизводители поставляют в Россию машины среднего ценового сегмента, в основном кроссоверы. “Сегмент недорогих автомобилей мы хотели бы закрывать собственным производством, например, автомобилями Lada. А китайские марки как раз замещают европейские, американские и японские автомобили”, – пояснил Алексей Скопин.
Российские таможенники ожидают, что товарооборот с Китаем в этом году превзойдет все прежние показатели. “То, что будет очередной рекорд во взаимной торговле с Китаем, – безусловно. Цифры разные называются: от 170 до 180 миллиардов долларов оборота. Наверное, это достаточно объективные цифры” – отметил первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов, которого цитирует ТАСС.
Торговля с Китаем будет расти, поскольку сейчас нужно делать ставку на самых надежных партнеров, соглашается Алексей Скопин. “У нас интересы с Китаем совпадают. Думаю, что на 150-160 миллиардов долларов в товарообороте мы выйдем точно, может, и на 170 миллиардов, – сказал эксперт. – Замещение торговли с Европой уже достигает 30-40 процентов. Понятно, что не все из того, чем мы торговали с Европой, мы перенесем на Китай. Часть торговли будет перенесена на Индию, Бразилию и другие страны.
Источник: Российская газета