Сибирское таможенное управление (СТУ) принимает серьезные меры, направленные на устранение недостатков и нарушений в действиях должностных лиц, качественное рассмотрение жалоб в области таможенного дела, а также ориентирует подчиненные таможенные органы на повышение доверия участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые должны быть уверены, что в таможенном органе они смогут в досудебном порядке восстановить свои нарушенные права.
Подведя итоги работы с жалобами в области таможенного дела за 2020 год, СТУ отмечает, что всего в указанный период в таможенные органы Сибирского региона (включая аппарат управления) поступило 182 жалобы в области таможенного дела, что в полтора раза больше, чем в 2019 году (113 жалоб).
Все поступившие в прошлом году жалобы можно, в частности, разделить на две основные категории. Первая – жалобы на решения, связанные с контролем таможенной стоимости, они составляют около 60 % от общего количества поступивших жалоб, при этом доля удовлетворенных жалоб данной категории составила 70,5 % от общего количества удовлетворенных жалоб. Вторая категория – это жалобы на решения, связанные с определением классификационного кода товаров, на их долю пришлось практически 16 % от общего количества поступивших жалоб и удовлетворено 11,4 % от общего количества удовлетворенных жалоб.
Остальные жалобы связаны с применением таможенных операций (процедур) и таможенного контроля (11 %), исчислением таможенных платежей (6,5 %) и определением страны происхождения товаров (6,5 %).
Между тем при наличии предусмотренных национальным законодательством о таможенном регулировании прав на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц зачастую возникает вопрос о том, какой способ обжалования наиболее эффективен в системе российской реальности с целью восстановления нарушенных прав.
Напомним, что порядок разрешения споров в суде, как правило, достаточно дорог, весьма продолжителен по времени и состоит из множества процессуальных процедур.
Процедура же досудебного урегулирования споров предоставляет ряд преимуществ.
Во-первых, отсутствуют финансовые расходы, поскольку при подаче жалобы в таможенный орган нет необходимости уплаты госпошлины.
Во-вторых, срок для рассмотрения жалоб в области таможенного дела установлен от одного до двух месяцев, в течение которого вышестоящий таможенный орган обязан проверить обжалуемое решение, действие (бездействие) в области таможенного дела и выразить результат такой проверки в своем решении. При этом заинтересованное лицо в случае несогласия с принятым решением имеет возможность учесть позицию таможенных органов при обращении в суд.
В-третьих, не требуется время для вступления решения таможенного органа в законную силу, а в случае удовлетворения жалобы срок по исполнению такого решения составляет не более 15 рабочих дней после дня поступления решения по жалобе в нижестоящий таможенный орган.
В-четвертых, не требуется привлечение специалистов для оказания юридической помощи при отстаивании своих интересов, а с января следующего года появится возможность подачи жалоб в таможенный орган в виде электронного документа с определенными требованиями к его оформлению.
Сибирское таможенное управление также рекомендует участникам ВЭД реализовывать предусмотренное статьёй 265 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» право на обращение в таможенные органы с запросами, как в устной, так и в письменной форме о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения, бездействия. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения, а письменный – в течение десяти дней со дня его получения.
Более подробную информацию о порядке и сроках обжалования можно узнать на сайте Сибирского таможенного управления stu.customs.gov.ru в разделе Информация для участников ВЭД, а также на информационных стендах, расположенных в таможенных органах.
Источник: Сибирское таможенное управление