Первый опыт массовой электронной паспортизации автомобилей привел к тому, что многие автовладельцы столкнулись с огромными сложностями. В первую очередь это коснулось тех, кто ввозит б/у машину из-за границы самостоятельно.
Львиная доля таких автомобилей ввозится через Дальневосточный округ, после чего распространяется по стране. И именно там проблема с оформлением ввезенных машин встала наиболее остро. Настолько остро, что неизвестно, когда покупатели смогут получить свои автомобили. Напомним, что с 1 ноября этого года в России на новые и ввезенные автомобили перестали выдавать бумажные паспорта транспортных средств и стали массово оформлять электронные.
У электронного паспорта масса преимуществ. Он не может потеряться, в нем хранится вся история автомобиля с момента его выпуска. За ним будущее, если бы не одно “но”. Главный порт страны по ввозу б/у иномарок оказался буквально парализован из-за проблем с оформлением электронного ПТС.
Во Владивостоке, в который поступают тысячами подержанные авто из Японии, к новой системе готовились и понимали, что тестом ее станет не репетиции накануне, а 14 ноября, когда в город придет паром с двумя тысячами авто.
Так оно и случилось: на сегодняшний день в морском порту Владивостока скопилось около трех тысяч автомобилей, ими забита не только автостоянка, но и проходы в порту.
А тем временем организации, оформляющие электронные ПТС, ввели дополнительные платные услуги, которые рассчитываются по человеко-часам. Проверка и корректировка данных в электронной карте заявки – 2000 рублей в час. Исправление ошибок в карточке – столько же. Онлайн-консультирование – еще 2000 рублей в час. Немало.
Главный порт страны по ввозу б/у иномарок оказался буквально парализован из-за проблем с оформлением электронного ПТС
День пребывания авто на складах Владивостокской таможни обходится в 900 рублей. Таможня из порта машины выпускает. Вывозить их нужно на эвакуаторе. Но в автомобильном Владивостоке Госавтоинспекция проблемы автовладельцев понимает и не останавливает машины без ПТС и номеров.
Напомним, что Администратор электронных паспортов АО “Электронный паспорт” сам электронные ПТС не оформляет. По сути, он содержит лишь их базу данных и обеспечивает взаимодействие системы с системами ГИБДД и таможни.
Оформляют паспорта либо испытательные лаборатории, либо операторы техосмотра. Но так как речь идет о ввозе бывших в употреблении иномарок – то перед тем, как оформить электронный паспорт, нужно получить еще один документ – свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Его оформляют только испытательные лаборатории.
Как сообщили “РГ” в АО “Электронный паспорт”, на данный момент в Приморье из 9 таких лабораторий оформляют паспорта 7. Две из них были исключены Росаккредитацией из реестра организаций, которые могут этим заниматься, за незначительные нарушения. Но те документы, которые эти организации выдали, были признаны недействительными. С машинами, на которые были оформлены эти документы, возникла проблема. Им придется проходить всю процедуру заново.
До недавнего времени эти лаборатории оформляли по 10-15 машин в сутки. И только сейчас вышли на нормальный объем работы – вчера было оформлено 225 паспортов. Всего более 3 тысяч электронных паспортов оформлено на территории Дальневосточного федерального округа с 1 ноября 2020 года, при среднестатистическом еженедельном запросе около 1 тысячи обращений. Система обрабатывает 100 процентов поступающих заявок без ограничений. Так что через неделю проблема рассосется, считают в компании-администраторе. Так же там надеются, что в скором времени к оформлению подключатся и две исключенных лаборатории.
В Москве стоимость оформления электронного паспорта даже при самых тяжелых случаях составляет не более 3 тысяч рублей
Одна из проблем заключается в том, что не все машины могут получить свидетельство о безопасности. Оно выдается только на технически исправные машины. Если, например, у машины помята дверь – документ не может быть выдан.
Как же надо действовать, чтобы не было проблем с оформлением электронного паспорта, пояснили в компании-администраторе системы ЭПТС.
Порядок действий следующий. Необходимо обратиться в испытательную лабораторию для получения свидетельства о безопасности. После этого там же оформить электронный паспорт. Затем в электронном виде задекларировать автомобиль, заплатить таможенные платежи и утилизационный сбор. После поступления средств в казначейство электронный паспорт получит статус “действующий”. И после этого можно ехать в ГИБДД, чтобы поставить машину на учет.
Если автомобиль имеет повреждения, то порядок меняется. На аварийные машины свидетельство о безопасности не может быть оформлено. Поэтому здесь сначала производится таможенное оформление автомобиля. После этого машину необходимо отремонтировать. И только потом получать на нее сначала свидетельство, а затем уже электронный паспорт.
Стоимость оформления свидетельства устанавливает каждая лаборатория самостоятельно. Стоимость оформления электронного паспорта установлена законом – 600 рублей. Но испытательные лаборатории могут устанавливать дополнительную плату за дополнительные услуги. Например, свидетельство о безопасности – это бумажный документ. Его данные в систему электронных паспортов приходится вносить вручную. В электронный паспорт обязательно вносятся фотографии машины. Эти фотографии также необходимо обработать и отформатировать. А испытательные лаборатории, как правило, оценивают свои услуги в нормо-часах. Но, для сравнения, в Москве стоимость оформления электронного паспорта даже при самых тяжелых случаях составляет не более 3 тысяч рублей. А в среднем -1500 рублей.
Источник: Российская газета