
Меры экспортного контроля являются составной частью запретов и ограничений, соблюдение которых обязательно при перемещении товаров через таможенную границу.
В этой связи, а также в целях информирования участников ВЭД на сайте ФТС России размещена соответствующая информация.
Особое внимание стоит обратить на раздел “Идентификация…”, по результатам анализа которого можно сделать выводы:
Таможня делит информацию об экспортном контроле на “Свою” (ФТС России) и “Иных ФОИВов”. Хотя идентификация товаров двойного назначения в принципе не охватывается компетенцией таможни.
Таможня устанавливает список кодов товаров двойного назначения по ТН ВЭД, хотя такие коды имеют лишь справочное значение при идентификации.
Очевидно, что при такой формулировке участник ВЭД, не найдя кода своего товара или специально изменив его на отсутствующий в списке, не будет анализировать единственное юридически значимое описание товара для целей ЭК.
Таможня считает, что товары двойного назначения — это только “списочные” и только лицензируемые ФСТЭК России товары. Такая позиция не соответствует законодательству об ЭК, не учитывает всеобъемлющий контроль, о котором нет никаких упоминаний.
Наконец, таможня в справочной информации (https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2022-11/18/1.docx) дает ссылку на не действующий акт — Административный регламент ФСТЭК России по выдаче лицензий.
Иными словами, на участника ВЭД подача такой информации оказывает серьёзный заблуждающий эффект, что ЭК сводится только к контролю за кодами ТН ВЭД и лицензиям ФСТЭК России.
Экспортный контроль — это крайне продуманная система обеспечения интересов государства в условиях открытых границ. Это сложный механизм, объяснение которого в упрощенном формате может сыграть злую шутку как с подконтрольными субъектами, так и с таможенными органами, и, что самое главное, — с национальной безопасностью.
Источник: ВЭДОФОН