Концепция СПОТ, утвержденная правительством в минувшую пятницу, предусматривает ряд поблажек.

В частности, правительство определит категории налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты обеспечительного платежа, а также категории товаров и налогоплательщиков, к которым СПОТ применяться не будет.

Но есть еще одна большая дыра в этой системе. Концепция не предусматривает применение СПОТ в отношении товаров, перемещаемых по ж/д. Как мы знаем, без внесения платежа и полученного подтверждающего кода на документах ввезти товар через границу со странами ЕАЭС вскоре будет невозможно. Контроль ввоза будет возложен на ФТС. Однако, таможенный контроль на внутренних границах давно отменен и осуществляется выборочно мобильными группами, изначально придуманными для борьбы с ввозом в РФ санкционной продукции через соседей по ЕАЭС. Они расположены вблизи или непосредственно в пунктах пропуска, и на них, по всей видимости, и ляжет это забота. Но это на автодорогах.

В ЖДПП на границе с РК таможня грузы практически не контролирует. На это нет ни личного состава, ни соответствующей инфраструктуры, и внедрение СПОТ тут технически невозможно. Между тем, по данным КТЖ, за январь-октябрь объём железнодорожных перевозок между Казахстаном и Россией достиг 71,6 млн тонн, что на 5% больше, чем годом ранее, в т.ч. в сторону России – 43,8 млн.тонн (тоже +5%). За этот же период перевезено 650 тыс. ДФЭ, что на 13% больше, в т.ч. в Россию – более 320 тыс. контейнеров.

Вероятно, большинство перемещаемых по ж/д грузов ни ФТС, ни ФНС в плане борьбы с «серым импортом» пока не интересует, но история знает немало примеров, когда железная дорога широко использовалась для перемещения контрабандных грузов в Россию, а внедрение СПОТ на автотранспорте (а через 2 года на авиа) – прекрасный к тому стимул.

Истоник: ВЭДОФОН