Как работают бюрократические механизмы по рассмотрению инициатив делового сообщества и почему все так сложно

Акты ЕЭК (и КТС) и так отличаются своей негибкостью, так еще и любая инициатива участника ВЭД по их изменению должна пройти практически непреодолимый фильтр в рамках процедуры внутреннего, национального согласования

В России все инициативы участников ВЭД, затрагивающие акты ЕАЭС, в обязательном порядке проходят согласование с ФОИВами на площадках Минэкономразвития (тарифные вопросы) и Минпромторга (нетарифные вопросы), при которых созданы профильные «рабочие группы» (РГ)

По регламенту РГ должны заседать каждый месяц, чтобы эффективно обсуждать и выдвигать на уровень ЕЭК инициативы российской стороны. По факту, как правило, такие заседания проводятся не чаще, чем раз в квартал, а месяц приходится ждать только протокола состоявшегося заседания.

В числе иных, совершенно абсурдных «нюансов» работы можно привести следующие:

– некомпетентные и незаинтересованные участники РГ от ФОИВов. Как правило, на заседания направляют тех, кто либо совершенно не владеет темой обсуждения, либо не имеет полномочий принимать решения. В этой связи инициатива буквально утопает в нерешительности и некомпетентности государственных участников;

– обсуждения на заседании проводятся закрытым кругом представителей ФОИВов. Бывают случаи, когда инициатора обсуждений — участника ВЭД — вообще не подключают по причине, мол, того, что все и так обсуждено ФОИВами, инициатива «сырая» и направлена на дальнейшую проработку и «уточнения». Это страшно тем, что «закрытая» часть обсуждения всегда первая и участник ВЭД даже не может прокомментировать возможные замечания представителей органов власти, понять их образ мыслей и подготовиться к следующему заседанию РГ;

– подмена инициативы. Иногда первичный запрос участника ВЭД к фактическому заседанию приходит в видоизмененном виде — причем курирующие РГ министерства могут исковеркать инициативу за один день так, что на самом заседании никому непонятно, что предлагает участник ВЭД. В результате все обсуждения превращаются в никому непонятный сумбур и, главное, без результата;

– псевдоучет позиций регионов. Курирующие РГ министерства хотя и запрашивают позиции региональных, профильных органов, но по факту ставят их ни во что и руководствуются исключительно позициями федеральных;

– стирание иерархии. По закону министерства, тем более – профильные, стоят выше агентств и служб. Но по факту курирующие РГ министерства превращают простые «справочные»консультации с контрольными службами в запрос от них окончательной позиции по инициативе участника ВЭД. При этом контрольные и правоохранительные службы на практике в 99% случаев не идут навстречу даже конструктивным предложениям, исходящим от бизнеса;

– закрытость материалов. Курирующие РГ министерства практически никогда не высылают для ознакомления исходные материалы (позиции органов) участнику ВЭД, хотя бы и потому, что он является инициатором предложения. Это не позволяет должным образом подготовиться к заседанию.

Таким образом, любые «евразийские» инициативы на уровне национального согласования проходят такой «фильтр», что пробиваться через него выходит себе дороже.

Источник: ВЭДОФОН