Руководитель ФТС России Валерий Пикалёв дал первое интервью РБК

Кстати, довольно обстоятельное интервью.

Тезисно:

Спасибо Булавину за цифровизацию (ЦЭДы, ЦОД, автоматическая регистрация деклараций на товары, автоматический выпуск, электронный транзит, утверждение перспективных моделей пунктов пропуска).

Про Стратегию 2030. Точки роста: сокращение времени прохождения пункта пропуска на границе, дальнейшая модернизация электронного декларирования, система управления рисками, таможенный контроль после выпуска товаров, внедрение ИИ.

Про пункты пропуска. Таможенник использует в своей работе в пункте пропуска 12 программных средств! Это нас не устраивает (поручение Путина). Надо: привести инфраструктуру пункта пропуска в соответствие с утвержденными перспективными моделями. Второе – все государственные органы должны работать в одной информационной системе. И третье – максимально автоматизировать процессы в пунктах пропуска.

Про добросовестных. УЭО – максимально доверенные участники ВЭД. Сейчас мы обсуждаем дополнительные упрощения и преференции для этого института, чтобы повысить его привлекательность и создать условия, при которых организации низкого уровня риска стремились бы получить статус уполномоченного экономического оператора.

Про ИДК. Используются «ростеховские» МИДК (качество все лучше) и портальные ИДК двух типов. И то, и другое оборудование, на наш взгляд, достаточно высокого качества. Сейчас они конкурентоспособны даже с китайскими и американскими производителями. В следующем году «Росгранстрой» планирует оснастить портальными ИДК четыре пункта пропуска на Дальнем Востоке.

Про реорганизацию ЦА. Задачи равномерно распределить нагрузку на должностных лиц, исключить дублирование полномочий и структурно выстроить центральный аппарат так, чтобы должностные лица и руководители имели возможность напрямую общаться как с региональными таможенными управлениями, так и с участниками ВЭД. Третье – не выходить за рамки установленной штатной численности.

Про РТУ и ТНП. В следующем году мы планируем структурно выстроить вертикальное управление и в региональных таможенных управлениях, и в таможнях непосредственного подчинения. Эта работа направлена не только на оптимизацию штата, но и на достижение поставленных целей с максимальным эффектом и с минимальными затратами.

Про РТА. Для повышения престижа вводится выделение в академии такой категории, как курсанты. Еще один момент – это программа целевого обучения.

Про таможни новых регионов. Первая задача – это укрепление кадрового потенциала (спецкурсы на базе РТА). Второе – материальная база.

Про СУР. Сейчас таможенные процессы разобщены. Их нужно объединить в единый бизнес-процесс, чтобы цепочка была неразрывной и включенной в единый контур системы управления рисками. СУР будет работать с большим объемом данных, получать информацию на всех этапах прохождения товара, анализировать ее, выявлять возможные нарушения, выбирать объекты контроля и предлагать их.

Про общение с водителями. По результатам были приняты решения и проведены мероприятия по нормализации обстановки. Сейчас пробок нет, но ситуацию мы держим на контроле и будем оперативно реагировать и впредь.

Про занижение. Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности представляют подложные документы, инвойсы, сертификаты, контракты. Это приводит не только к уменьшению таможенных платежей, но и к снижению налогооблагаемой базы, создает совершенно негативную среду для добросовестного бизнеса. И объемы мошеннических схем, и заниженная стоимость – это большая проблема. Мы работаем над оптимальным сочетанием контрольных мер, для того чтобы эффективно решать эти проблемы и не создавать избыточный контроль для добросовестных участников ВЭД.

Про дивиденды. Для того чтобы унифицировать эту практику, на площадке ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) сейчас рассматривается этот вопрос. Надеюсь, что в ближайшее время пройдет согласование со всеми странами ЕАЭС и это решение будет унифицировано в целом на союз

Про вывоз золота. Таможня здесь выступает ведомством, которому предстоит это реализовать. Пока позиции у Минфина и Центробанка до конца не сближены: у Минфина более жесткая позиция, у ЦБ – более либеральная.

Про борьбу с экстремизмом. Все строится на содержательной работе с Росфинмониторингом. Росфинмониторинг доводит до всех заинтересованных органов перечни лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в том числе до ФТС России, в рамках соответствующих межведомственных соглашений. Данные перечни интегрируются в систему управления рисками и применяются таможенными органами при осуществлении контроля за перемещением физическими лицами наличной валюты через таможенную границу ЕАЭС.

Про коллег ЕАЭС. Наиболее активно взаимодействуем с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, а также с коллегами из Узбекистана и других стран. Вместе разрабатываем проекты, которые способствуют снижению административной нагрузки на бизнес, повышению уровня экономической безопасности стран и прозрачности совершения таможенных операций.

Про себя. Огромная ответственность за каждое решение, права на ошибку практически нет. Но таможенники – коллектив сплоченный, верный профессии и объединенный едиными целями. И я горжусь, что являюсь его частью.

Источник: ВЭДОФОН