Лесовозы в России с 1 января 2025 года должны оснащать системой ГЛОНАСС.
Норма, цель которой — декриминализация отрасли, распространяется на весь транспорт, перевозящий древесину по территории страны, а штрафовать, если лесовоз отправится в рейс без средств технического контроля, будут собственников таких машин. Иностранные перевозчики выполнять этот закон отказываются, а отечественные — жалуются на медлительную техподдержку компании «ГЛОНАСС». Зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Евгений Марков отправил запрос об этом в Минтранс и предложил увеличить штат техподдержки оператора системы и установить переходный период для малого и среднего бизнеса отрасли. В теме разбиралась «Парламентская газета».
Возить фрукты выгоднее древесины
Еще в 2020 году Правительство по поручению президента объявило курс на декриминализацию лесопромышленной отрасли, объем рынка которой составляет более 200 миллиардов рублей в год. С тех пор количество и масштаб незаконных вырубок неуклонно снижаются.
Одной из самых важных новаций стали поправки в статью 50.4 Лесного кодекса, принятые в 2022 году и обязывающие с 1 января 2025 года устанавливать средства технического контроля на любую технику, которая перевозит пиломатериалы и древесину. Иными словами, решили ставить ГЛОНАСС на каждый лесовоз. Но это оказалось проблемой.
«Сейчас мы наблюдаем картину, когда перевозчики попросту отказываются везти ту же доску с завода до магазина, так как установка оборудования ГЛОНАСС требует дополнительных расходов или получишь штраф», — сказал «Парламентской газете» Евгений Марков.
Депутат уже обратился к главе Минтранса Виталию Савельеву с запросом выразить позицию министерства по сложившейся ситуации. Текст обращения есть в распоряжении редакции. Судя по всему, отечественные перевозчики оказались в проигрышном положении в сравнении с конкурентами из-за рубежа: перевозчики-нерезиденты, которые занимаются транспортировкой российской древесины в дружественные страны, ГЛОНАСС на свои грузовики не устанавливают. Получается, что теоретически они могут вывозить и неучтенный лес.
«Они не выполняют требования вышеуказанных законов, поскольку для этого нужна регистрация филиалов на территории РФ с последующим приобретением и установкой специализированного оборудования. Иностранные контрагенты аргументируют свои действия тем, что данные требования не предусмотрены правилами международных перевозок», — пояснил депутат.
Правы иностранные перевозчики или нет, разберется Минтранс.
Причины всегда найдутся
Марков предложил увеличить количество специалистов в компании «ГЛОНАСС», поскольку перевозчики, которые все же установили оборудование, часто не могут быстро получить нужные ответы от техподдержки оператора системы, а также установить переходный период для представителей малого и среднего бизнеса. Иначе им, если попадутся за перевозкой древесины на машине без ГЛОНАСС, придется платить штрафы: от 20 до 49 тысяч рублей для должностных лиц, от 100 до 200 тысяч – для ИП, от 200 до 400 тысяч — для юрлиц.
«Эта ситуация поставила на колени весь лесопромышленный комплекс. Легче перевезти ящики с фруктами или овощами, нежели пиломатериалы», — сказал Евгений Марков.
А вот зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин считает, что у перевозчиков было время, чтобы подготовиться к старту нововведений, установить на машины оборудование и нормально работать с 1 января 2025 года, не опасаясь никаких штрафов. «Даже если дать еще переходный период, вряд ли и потом все компании будут готовы. Найдется множество причин, почему они опять не успели», — пояснил парламентарий.
Возможно, перевозчики рассчитывали, что все как-то обойдется, что появятся способы работать и дальше без установки ГЛОНАСС. Но лес, по словам Рафаэля Марданшина, ценный ресурс и его незаконный оборот нужно жестко пресекать. ГЛОНАСС позволяет государству контролировать транспортировку, видеть, сколько леса рубят, перевозят и продают, и получать с этого оборота налоги. Так что оснащать лесовозы средствами технического контроля отечественным перевозчикам все равно придется.
Источник: Парламетская Газета