Война за фреон и “письма, носящие информационный характер”

С середины ноября на приграничных складах начали скапливаться грузы – бытовая техника, заправленная смесями хладагентов. Убытки импортеров от простоя были оценены в сотни миллионов рублей. На минувшей неделе проблема наконец нашла разрешение, и таможня вновь стала пропускать технику, не имеющую лицензии Минпромторга. По чьей вине произошел коллапс и к чему готовиться поставщикам подобной техники в нашей рубрике #эксперты_за_завтраком рассказывает таможенный адвокат и автор канала FreeВЭД Михаил Шавернев.

В 1985 году в приложении №1 к Венской конвенции об охране озонового слоя было зафиксировано предположение о том, что ряд веществ, производимых человеком, может разрушать озоновый слой. Многие страны, включая страны ЕАЭС, присоединились к Венской конвенции, подписав Монреальский протокол.

1 января 2019 года вступила в силу Кигальская поправка к Монреальскому протоколу, в которой Гидрофторуглероды (ГФУ) были названы абсолютным злом. Согласно поправке (изложенной в том числе на русском языке) в список вошли 18 ГФУ с указанием конкретных наименований и формул. Но при этом не содержалось пояснений о том, как поступать, когда ГФУ представляет собой смесь из этих 18 “опальных” ГФУ или их смеси с другими, нигде не поименованными веществами.

Интересно, что, согласно общедоступной информации, ГФУ, включенные в протокол, не наносят вреда озоновому слою, но предположительно создают парниковый эффект (привет конспирологам от глобалистов, сражающихся с «глобальным потеплением»).

В точном соответствии с Кигальской поправкой указанные в ней 18 ГФУ были включены в Список F раздела 2.1. Озоноразрушающие вещества Приложения №2 к Решению Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. №30. А приложение №1 к этому Решению установило, что ввоз в РФ техники, содержащей указанные вещества, возможен лишь при наличии лицензии Минпромторга. Вопрос о том, что именно делать, когда ГФУ представляет собой смесь из тех 18 “нежелательных” ГФУ или их смесь с другими, нигде не поименованными веществами, прямо урегулирован не был.

Ввиду отсутствия прямых указаний о том, что делать со смесями ГФУ из Кигальской поправки и Списка F производители техники принялись их смешивать между собой или иными веществами.

Так получилось, например, вещество R-410A — фреон, азеотропная смесь из 50 % дифторметана R-32 и 50 % пентафторэтана R-125, оба из которых входят в список 18 ГФУ из Кигальской поправки.

ФТС России заинтересовало, что же делать с таким веществом и техникой, его содержащей. Так что после недолгих консультаций ФТС России и Минприроды России в письмах от 13.05.2021 №14-57/27235 и от 29.04.2021 №04-20-30/12509 была изложена позиция о том, что требования о получении лицензии Минприроды при ввозе распространяются только на моно-вещества, а не их смеси.

Учитывая доведенную до общественности позицию, импортеры стали заказывать у иностранных производителей заправку смесью и ввозить технику без лицензии Минпромторга.

Но внезапно 18 октября 2024 г. ФТС России издала письмо от №14-57/65278 «О ввозе продукции, содержащей озоноразрушающие вещества». В нем со ссылкой на Письмо Минприроды России от 15.10.2024 №03-14-30/4175 ФТС разъяснила, что для техники, содержащей смести из тех самых 18 ГФУ, требуется предоставление лицензии Минпромторга.

К моменту издания письма ФТС России на терминалах в ожидании помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления уже находилось немало техники, заправленной смесями. Немало её шло в контейнерах и поездах, следующих без возможности прервать перевозку и выгрузить технику за границей. Опции не выгружать по прибытии также не предполагалось.

Импортеры, конечно, очертя голову кинулись в Минпромторг за получением лицензии, но срок ее выдачи составляет 3 месяца, так что первая такая лицензия была бы выдана не раньше января 2025 года.

А исходя из диспозиций статей 16.3 КоАП РФ и 226.1 УК РФ, правонарушение, выражающееся в ввозе техники с фреоном без лицензии Минпромторга, считается оконченным в момент ввоза.

Не декларирования с целью помещения под таможенную процедуру, а именно ввоза.

Ввозов после письма ФТС от 18.10.2024 было множество. Не по всем товарам из документов, представленных при ввозе, явно следовало, что за фреон внутри. Но некоторых импортёров таможни успели спросить про лицензии и получили ответ и про фреон внутри, и об отсутствии лицензий.

Судя по всему, позиция Минприроды была неожиданностью для ФТС России, так как активных действий со стороны таможни по задержанию товара и возбуждению дел не проводилось. Импортеры боялись подавать декларации на товары, таможня боялась спрашивать, что именно ввезено, и запрещать ввоз.

Импортеры тем временем подготовили и отправили письмо в администрацию президента с просьбой помочь разобраться с позицией Минприроды. Обращение было перенаправлено в Минприроды, которое письмом №20-50/6331-ОГ сообщило, что новая позиция Минприроды не связана с введением в стране нового регулирования обращения оборудования, которое содержит смеси регулируемых веществ списка F. Это по сути соответствовало действительности, так как регулирование не менялось, поскольку в списке F как не было указания о том, как контролировать смеси, так и не появилось.

А новая позиция Минприроды по сути не являлась нормативным документом, обязательным для применения неограниченным кругом лиц.

И вот ФТС России в своем телеграм-канале опубликовала сообщение о том, что позиция Минприроды неоднозначна, допускает двоякое толкование порядка ввоза в страну оборудования, содержащего смесь веществ, указанных в списке F <...>. И поэтому ФТС России принято решение о признании не подлежащим к применению письма, которым до таможенных органов доведена позиция Минприроды.

Обнаружить подтверждение позиции ФТС России, опубликованной в телеграм-канале ФТС России, на сайтах ФТС, РТУ и иных государственных органов пока не удалось. Но на встрече участников ВЭД с представителями Новороссийской таможни в Новороссийской ТПП 11.12.2024 г. заместитель начальника Новороссийской таможни подтвердил, что, например, Новороссийской таможней получено письмо ФТС России с позицией, аналогичной изложенной в телеграм-канале ФТС. УчВЭДы в свою очередь подтвердили, что товары выпускаются без лицензий Минпромторга.

Вполне возможно, что по прошествии времени Минприроды или ФТС России, или Коллегия ЕЭК придут к выводу, что лицензия Минпромторга все же требуется. И тогда все, кто проскочил без лицензии, ответят по всей строгости закона.

Источник: Завтрак с таможней