О запрете проведения платежей киргизскими банками

В июле в Киргизию прибыл настоящий «десант» из США — представители различных ведомств. Их основной целью было проверить, насколько тщательно Киргизия, как их вассал, выполняет предписанные условия по соблюдению санкций.

По результатам проверки, 5 сентября было объявлено о принятии нового закона с ограничениями для местных банков, который запрещает проведение платежей из Киргизии в другие страны, если оплаченные товары не поступают на территорию страны. На этом ренессанс киргизских банков завершился. Уже 25 сентября эти изменения вступили в силу.

Что запрещает этот закон?
«…принимать к исполнению платежные поручения и иным образом осуществлять расчеты по контрактам, заключенным иными лицами, предметом которых являются товары, работы и услуги, следующие из иностранных государств или в иностранные государства, без реальной поставки на территорию Кыргызской Республики…».

Важный нюанс: предусмотрены исключения для уполномоченных госкомпаний, определенных кабмином. Таким образом, местные игроки оставили себе лазейки, позволяющие сохранить хотя бы часть платежных потоков.

Насколько это ударило по банкам? Сильно. А по бизнесу? Торговые дома, созданные в Киргизии, потеряли 90% своей привлекательности. Сегодня они открывают счета в России и продолжают выполнять ту же функцию финансового агента, но уже с расчетами на территории РФ.

Как можно использовать их в России? Всё просто: как и раньше, они играют роль оптимизатора прибыли. Эта функция остаётся актуальной для любого торгового дома из любой юрисдикции, при условии правильного оформления документов.

Некоторые наши клиенты начали растаможивать свои грузы в Киргизии, оплачивая 12% НДС. После ввоза в Россию они доплачивают разницу в НДС, составляющую 8%. В среднем стоимость растаможки в Киргизии оказывается на 10-15% ниже, чем в России. Единственная сложность заключается в том, что если груз габаритный, то его достаточно трудно доставить – приходится везти не морем или железной дорогой, а грузовиками. На сленге логистов – на ишаках.

Есть клиенты, которые продолжают платить напрямую из России в Китай, другие давно и успешно перешли на оплаты через фин агентов, третьи работают через ВТБ Шанхай, несмотря на высокие комиссии.

А что же делают самые хитрые? Они, следуя старой английской пословице, «не кладут все яйца в одну корзину». Они используют все вышеперечисленные способы + ввозят товары на территорию таможенного союза ЕАЭС, таможат их в Киргизии, Казахстане и Армении, прекрасно понимая, что в тот момент, когда деятельность финансовых агентов будет приостановлена по той или иной причине, а санкционные ограничения станут еще жестче, то обработка агентских платежей в Китае станет невозможной.

Уже возникают сложности с проведением платежей через такие юрисдикции, как Гонконг, Дубай, Турция и импортеры уже начали поиск более экзотических юрисдикций для продолжения своей деятельности. Встречаем новичков! Монголия, Индонезия, Тайланд!

Вернемся к ЕАЭС. Растаможка в республиках бывшего СССР — это всегда головная боль. Понятийные договоренности с местными кланами, необходимость учитывать особенности работы таможенной службы и налоговой инспекции, аборигены, постоянно пытающиеся нас обмануть — все это создает трудности. Однако, есть ощущение, что этот канал будет наиболее стабильным в ближайшие годы, особенно если грузы будут перевозиться в рамках таможенного союза.

Выводы: нос не вешаем, схемы адаптируем и перестраиваем. За рубеж как платили, так и платим. Прогнозируем, что к концу года средняя ставка у финансовых агентов вполне может вырасти до 6%, а то и до 7%. Если на сегодняшний день на 1$ у экспортера за рубежом приходится 1,5-2$ у импортеров в РФ, то через полгода-год их может стать 3-4.

Источник: о.ВЭД