Включение дивидендов в таможенную стоимость импорта стало одной из самых острых проблем для многих импортеров в последние годы.
Таможенные органы начали масштабные проверки по всем компаниям, которые выплачивали дивиденды своим акционерам или участникам. Речь идет о миллиардных доначислениях таможенных платежей. Которые, при этом, могут не пополнить бюджет, а напротив, сделать его беднее. Вместе с юристами объясняем, в чем дело и есть ли у импортеров хоть какие-то надежды.
Что входит в таможенную стоимость товаров
Таможенные органы активизировались по вопросу включения дивидендов в таможенную стоимость (далее также ТС – прим.) ввезенных товаров с включением лицензионных платежей. Это началось после публикации в конце 2020 года отчета Счетной палаты о деятельности таможенных органов, в котором они фактически были обвинены в отсутствии контроля по такой тематике, напоминает рассказывает советник BIRCH LEGAL Антон Борисичев. В итоге уже к началу 2023-го на уровне кассационных судов сложилась практика, по которой лицензионные платежи стали включать в таможенную стоимость.
За этим последовали решения Верховного суда по нескольким делам с участием российских дочек иностранных брендов одежды – Pull & Bear (№ А09-1129/2021), Bershka (№ А09-1751/2021) и Chanel (№ А40-20125/2021). До того, как дела попали в экономколлегию, все были относительно спокойны, вспоминает Борисичев: три инстанции приняли решение в пользу бизнеса и не стали включать в ТС импортированных товаров дивиденды. Но ВС в конце 2022 года буквально за два дня перевернул практику и в своих определениях по этим делам представил концепцию «действительной экономической ценности товаров».
Источник: о.ВЭД