Эксперимент по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции пройдет в России с 1 декабря 2023 года по 28 февраля 2025 года. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин (Постановлением Правительства РФ от 25.11.2023 № 1993)
Эксперимент будет проведен в отношении светотехнической продукции и ее компонентов. Участие в нем будет добровольным, а коды маркировки будут предоставляться производителям и другим участникам оборота продукции на безвозмездной основе. Оператором выступит Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Как ожидается, эксперимент позволит протестировать технологии нанесения на товары средств идентификации, отработать порядок взаимодействия участников оборота с системой маркировки и принять решение о целесообразности введения обязательной маркировки светотехнической продукции и ее компонентов.
Документ подписан в рамках реализации стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции до 2025 года, направленной на поддержку добросовестных предпринимателей, защиту граждан от некачественной продукции и снижение влияния теневого рынка на социально-экономическую ситуацию в стране.
О проведении эксперимента
Как сообщил журналистам заместитель генерального директора ЦРПТ – оператора государственной системы маркировки “Честный знак” Реваз Юсупов, специалисты готовы провести этот эксперимент и технически, и технологически. “Это тем более важно, что его инициатором выступил бизнес – одни из крупнейших производителей и ассоциаций в России. Сейчас у них есть проблема. Некоторые компании везут светотехнику из других стран, перепаковывают и выдают за российскую. На этом основании выигрывают тендеры на госпоставки”, – сказал Юсупов. Таким образом, продолжил он, “господдержка уходит серому бизнесу, а российские производители не получают стимулов для развития”.
Юсупов также напомнил, что “маркировка уже зарекомендовала себя в других отраслях, данный рынок она тоже позволит эффективно обелить”. “Еще до объявления эксперимента по маркировке почти 40 компаний отрасли, в том числе крупнейшие, выразили готовность к участию в нем. На семи предприятиях прошло изучение производства и технической возможности маркировки”, – сказал он.
О задачах
В своем пресс-релизе ЦРПТ также приводит точку зрения бизнеса на внедрение маркировки. В частности, генеральный директор компании “Эколайт” Федор Немцов напомнил о проблеме некачественных светодиодных светильников и отметил, что компания “поддерживает выход постановления о маркировке светильников. Это позволит не допустить на российский рынок неудовлетворительную продукцию, представляющую опасность для жизни и здоровья людей, а также для имущества”. “В новостных лентах то и дело встречаются сообщения о возгораниях светильников, кроме того, выход постановления позволит снизить недобросовестную конкуренцию”, – сказал Немцов, слова которого цитирует ЦРПТ.
Введение маркировки решит как минимум две задачи государственной важности, считает генеральный директор компании “Ледел” Денис Рябов, слова которого цитирует ЦРПТ. “Во-первых, правительство РФ получает реальную информацию о ситуации на рынке, на основании которой можно оперативно вырабатывать меры по поддержке отечественных производителей. Во-вторых, маркировка позволяет выявлять схемы ухода от налогов, что в конечном счете увеличивает наполняемость бюджета”, – отметил Рябов.
А глава Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе Ольга Грекова напомнила, что “отечественные производители проигрывают тендеры зарубежным компаниям, которые только делают вид, что производят в России”. “Например, для госзакупок могут быть представлены образцы светильников, полностью собранных из отечественных компонентов, и цену на них устанавливают низкую, что позволяет выиграть тендер, а потом в серийные изделия ставятся импортные компоненты. Прозрачная система цифровой маркировки должна создать условия для честной конкуренции”, – сказала Грекова, которую также цитирует ЦРПТ. Она напомнила, что в 2023 году федеральное казначейство, Минпромторг и ЦРПТ “реализовали проект по организации взаимодействия единой информационной системы в сфере закупок с информационной системой “Честный знак”. “Компании, которые производят светильники из отечественных комплектующих, от этого только выиграют”, – заключила она.
Источник: ТАСС