Рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела – одно из основных направлений деятельности таможенных органов в ходе досудебного урегулирования споров, наряду с ведомственным контролем и рассмотрением протестов органов прокуратуры.
Несмотря на подробную регламентацию порядка подачи и рассмотрения жалоб в таможенном законодательстве Российской Федерации, а именно в главе 51 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании»), в практике по – прежнему допускаются ошибки заявителями при подаче жалоб, устранение которых способствовало бы существенной экономии времени и сил таможенных органов и участников досудебного урегулирования споров.
В 1 полугодии 2023 г., в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, на 25 % сократилось количество жалоб, по которым отказано в рассмотрении по существу в связи с несоблюдением критериев, установленных для подачи жалоб в таможенные органы. Однако такие случаи имеют место быть, в связи с чем разберем основные ошибки, допускаемые заявителями.
1. Подача жалобы по электронной почте таможенного органа, либо по электронным каналам связи в виде заполнения формы электронного обращения на сайте в сети Интернет без усиленной неквалифицированной электронной подписи либо усиленной квалифицированной электронной подписи, что предусмотрено статьей 300 Закона о таможенном регулировании.
Обращаем внимание, что с 01 января 2022 г. подать жалобу в таможенные органы можно в виде электронного документа через АПС «Личный кабинет».
В случае направления жалобы в электронном виде способом, не предусмотренным пунктом 2 Порядка подачи жалобы в таможенные органы в виде электронного документа, утвержденного приказом ФТС России от 25 февраля 2022 г. № 130 «Об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в электронной форме» (зарегистрирован в Минюсте России 19 мая 2022 г. № 68525), жалоба считается не поданной и рассмотрению не подлежит.
Жалоба, поданная в виде электронного документа, должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.
Документы, прилагаемые к жалобе, поданной в электронном виде, также должны быть представлены в таможенный орган в виде электронного документа и заверены юридическим или физическим лицом соответственно усиленной квалифицированной электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью.
Таким образом, необходимо учитывать, что подача жалобы в виде электронного документа без использования информационного сервиса «Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенных органов» автоматизированной подсистемы «Личный кабинет», размещенной в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», приведет к отказу в рассмотрении жалобы по существу.
2. Имеют место случаи, когда при подаче жалобы также не соблюдаются требования, предусмотренные статьей 290 Закона о таможенном регулировании, согласно которой жалоба должна содержать, в том числе, место жительства физического лица, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 291 Закона о таможенном регулировании в случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
Заверение соответствия копии доверенности подлиннику производится путем проставления на ней необходимых реквизитов, придающих им юридическую значимость, нотариусом либо руководителем юридического лица или иным уполномоченным в соответствии с законом и учредительными документами лицом, ее выдавшим.
3. В практике обжалования имеются факты одновременного обращения заявителя с жалобой в таможенный орган и в суд с заявлением об отмене этого же решения, действия (бездействия).
В таком случае, когда решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда, таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично (пункт 3 части 1 статьи 293 Закона о таможенном регулировании).
4. Кроме того, заявителям следует иметь ввиду, что таможенный орган откажет в рассмотрении жалобы по существу, если имеется решение этого же таможенного органа или вышестоящего таможенного органа о том же предмете жалобы.
5. Обращаем внимание, что при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа необходимо соблюдать 3-месячный срок для подачи жалобы (часть 1 статьи 289 Закона о таможенном регулировании) либо подать ходатайство о восстановлении срока для обжалования с указанием уважительных причин, препятствующих своевременной подаче жалобы.
В данной публикации мы рассмотрели основные причины, способствующие отказу в рассмотрении жалоб таможенными органами. Однако для принятия жалобы к рассмотрению требуется соблюдение всех критериев, предусмотренных главой 51 Закона о таможенном регулировании.
Необходимо также учесть, что правовые последствия нарушения заявителями тех или иных критериев различны. Так, нарушение требований к форме и содержанию жалобы, установленных частями 1 и 3 статьи 290 или частью 2 статьи 300 Закона о таможенном регулировании, а также отсутствие документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего жалобу, влечет за собой отказ в рассмотрении с возможностью повторной подачи в таможенные орган жалобы о том же предмете в случае устранения недостатков. Нарушение же иных требований влечет за собой отказ в рассмотрении с невозможностью повторной подачи в таможенный орган жалобы о том же предмете (часть 6 статьи 293 Закона о таможенном регулировании).
Источник: Уральское таможенное управление