Со вчерашнего дня Япония запретила ввоз в Россию автомобилей с моторами объемом более 1,9 литра, электрокаров и гибридов, а это составляло половину импорта. Основными “пострадавшими” будут жители Дальнего Востока и Сибири, где эти модели наиболее востребованы.
Ценники переписали
Говорят, в сугубо мужских компаниях существуют три темы для разговора: бизнес, женщины, автомобили. Мужчины ДФО – а кто из них без авто! – как представляется, говорят сейчас только о машинах. Первая реакция на объявление министром экономики Ясутоси Нисимура новости о запрете экспорта была нервной.
– Спрос на японские авто начал расти с 6 июля. В июне продажи на Дальнем Востоке и в Сибири составляли от 600 до 800 единиц в день – в июле объем увеличился до 1000. Вскоре после новостей об ограничении экспорта автомобилей из Японии продажи взлетели до 1200 в день. Вместе с этим выросла средняя стоимость автомобиля с 1,4-1,5 до 1,6 миллиона рублей, – говорит аналитик всероссийского портала “Дром” Сергей Лагурев.
В первом полугодии 2023-го в России на вторичном рынке было куплено 812 тысяч японских машин, из них 406 тысяч имели моторы объемом более 1,9 литра. Запрет затронет примерно 35 процентов импорта подержанных гибридов и электрокаров, а также 17 процентов бывших в употреблении автомобилей без пробега по России с объемом двигателя более 1,9 литра.
И вот уже на популярном “Зеленом углу” пошли активнее сделки купли-продажи, кто-то из автодилеров переписывал ценники в сторону увеличения, кто-то снимал с продажи попавшие под запрет авто в надежде позже сорвать куш побольше. Есть примеры перекупки автомобилей одними владельцами стоянок у других.
Но эта суета если не стихла быстро, то перестала быть нервной.
Присутствие духа
Высказывание мужчины в расцвете лет Нильса Карлсона: “Спокойствие, только спокойствие” – относилось к тому, что поправить уже нельзя. Был бы Карлсон русским, заявил бы: “Поздняк метаться”.
Вот и торговцы на авторынке, пережившие за последние 30 лет несколько десятков предсказаний о неминуемом конце их бизнеса, вздрогнув после слов Нисимуры, сейчас уже успокоились и демонстрируют невозмутимость.
– Ну накинул я на эту Toyota Voxy сто тысяч рублей, вроде как солидарен с коллегами, которые цены подняли. Глупо упускать возможность заработать больше. Активно подходят, спрашивают, думаю, сегодня-завтра уже продам. В будущем попробую переключиться на малолитражки, которых запрет не коснулся. Или на авто из КНР и Южной Кореи. Может, попробуем перехитрить японцев, будем ввозить запретные через Китай или великую морскую державу Монголию (после вступления в клуб “удобного флага” в Монголии зарегистрировано более двух тысяч судов. – Прим. ред.), – подмигивает мне продавец авто на рынке, которого все называют Семенычем, несмотря на его довольно молодые годы.
А еще автодилеры флегматично говорят, что все, мол, кончается когда-нибудь, вот и “Зеленый угол” исчезнет, скорее всего… Другие уверены, что не автомобили, так нечто другое будут привозить и продавать – яхты, например.
Добро круглые сутки
Однако надо еще распродать то автомобильное, что привезено или находится в пути.
– Ввоз иномарок в этом году вырос по сравнению с показателями 2022-го в два раза. В июле одномоментно в порту Владивосток находилось около 7,8 тысячи автомобилей в неделю. В этом месяце, я полагаю, мы планку в 30 тысяч преодолеем, – говорил в конце июля и.о. начальника Владивостокской таможни, подполковник таможенной службы Константин Пономарев.
Запрет затронет примерно 35 процентов подержанных гибридов и электрокаров, а также 17 процентов автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра
Чтобы справиться с оформлением на границе такого потока авто, на помощь приморским таможенникам будут направлены коллеги из других таможен ДФО.
– С 1 октября в отделы оформления на два поста добавится 24 штатных единицы. Это позволит перейти на семидневную рабочую неделю с нынешней пятидневной, – сказал Константин Пономарев.
То есть в ближайшие месяцы в РФ будет идти поток автомобилей и других грузов, требующий функционирования таможни без выходных? Вот работающий в Японии автодилер Сергей Островский сообщает, что на аукционах покупатели машин, запрещенных правительством Страны восходящего солнца к ввозу в РФ, в конце июля отказывались от покупок, опасаясь, что покупка будет осуществлена, а поставка не будет оформлена до 9 августа. Как оно там на самом деле сейчас – вопрос.
Российские наблюдатели полагают, что запрет на ввоз автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра изменит структуру импорта. Например, увеличатся поставки малолитражных автомобилей из Японии. Или будет больше поступать изделий автопрома Китая и Южной Кореи.
Словом, нужно потерпеть пару-тройку недель, чтобы понять, куда ситуация вырулит.
Кстати, против решения правительства Японии выступила JUMVEA (Ассоциация экспортеров автомобилей из Японии), которая считает запрет на ввоз в Россию машин с объемом двигателя более 1,9 литра, гибридов и электрокаров ударом по самой Японии – в ближайшие годы здесь планируют полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, потом и от гибридов, а отправка их в Россию была выгодной альтернативой утилизации.
Между тем
1 августа в России повысили ставки по утилизационному сбору. Для машин с объемом двигателя до двух литров они подскочили со 178,4 до 300 тысяч рублей, от двух до трех литров – с 281,6 до 844, для электромобилей – с 32,6 до 360 тысяч рублей.
За утильсбор для премиальных машин с объемом двигателя от трех до 3,5 литра придется заплатить 970 тысяч рублей вместо 259,6. Для двигателей в 3,5 литра – 1,2 миллиона вместо 444,4 тысячи рублей. Платить придется не только юридическим, но и физическим лицам. Машины перерабатывают компании с лицензией Росприроднадзора и уполномоченные минпромторгом. Правда, искать такую компанию придется самостоятельно: актуального списка пунктов утилизации нет ни на сайте минпромторга, ни на других.
Источник: Российская газета