Как отметили в “Деловой России”, в настоящее время, в частности, не установлена ни рекомендованная стоимость товаров, ни предел перевода денежных средств за них за рубеж
Легализованный в России механизм параллельного импорта нуждается в дополнительном регулирования, чтобы исключить злоупотребления недобросовестного бизнеса и риски неумышленных нарушений. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС представители деловых объединений и адвокаты.
Президент России Владимир Путин ранее подписал закон, предусматривающий легализацию параллельного импорта товаров в страну. Документ ограждает российские компании, ввозящие товары без разрешения правообладателя, от возможной гражданской, административной и уголовной ответственности.
“Отсутствие четкого регулирования параллельного импорта может провоцировать неумышленные нарушения. Недобросовестным предпринимателям это также дает возможность злоупотреблений. В совокупности нечеткость регулирования создает основания в будущем для еще одного повода для уголовного преследования бизнесменов”, – отметила руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов “Деловой России” Екатерина Авдеева.
По ее словам, сейчас, например, не установлена ни рекомендованная стоимость товаров, приобретенных в рамках параллельного импорта, ни предел перевода денежных средств за них за рубеж. “Поэтому здесь возможна такая схема: недобросовестный предприниматель может договориться с контрагентом и вывести деньги через аффилированные структуры за рубежом под видом закупок, завышая цены на приобретаемые товары”, – указала она. Авдеева пояснила, что банки, через которые проходят такие расчеты, и регулирующие структуры могут воспринимать операции по оплате зарубежным контрагентам для закупки товаров в связи с разрешением параллельного импорта “как сомнительные и приостанавливать их или отказывать в их проведении”.
Кроме того, современные технологии, охраняемые патентами на изобретения, и маркированные зарегистрированными товарными знаками, реализуются со встроенным в них программным обеспечением и охраняются как объекты авторского права в виде произведений дизайна, программ для ЭВМ и баз данных. Эти обстоятельства “не предоставляют предпринимателем гарантий защиты их прав и интересов для развития параллельного импорта”, сказала агентству гендиректор компании “Транстехнология”, вице-президент “Опоры России”, патентный поверенный РФ Наталья Золотых.
Также она отметила, что есть Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который относится к товарным знакам и объектам авторского права. В нем правообладатели, в том числе иностранные, указывают лиц, являющихся уполномоченными импортерами. Перечень технологий, утвержденный Минпромторгом, не коррелирует с перечнем объектов, включенных в ТРОИС. Это создает дополнительные сложности при поставке продукции.
Китайская модель
Бизнес-посол “Деловой России” в провинции Шэньси и городе Шанхай (КНР) Сергей Бацев отметил, что необходим проработанный комплексный подход, включающий “пошаговую методику оформления товаров при ввозе на территорию РФ, относящихся к интеллектуальной собственности, которая бы не противоречила уже существующему законодательству”.
“На сегодняшний момент Федеральная таможенная служба (ФТС) официальных комментариев, рекомендаций по применению не дает и не разработала механизм отличия контрафакта от оригинальной продукции правообладателя. Также существует некоторое противоречие: с одной стороны, министерство поясняет, что такое решение принято, чтобы защитить бизнес, если правообладатель решит подать в суд, сочтя свои права нарушенными. С другой стороны, до ФТС так и не доведено, является ли это нарушением ст. 180 УК РФ (“Незаконное использование средств индивидуализации товаров”)”, – пояснил он.
Также Бацев отметил, что на данный момент “в большинстве случаев при оформлении товаров, входящих в перечень параллельного импорта, таможенные органы требуют разрешение у официального представителя “как экспортирующей, так и импортирующей стороны – очевидно, что почти нереально”.
“Считаю, что нужно идти по китайскому пути. В свое время КНР была под санкциями, и для поднятия экономики нужно было наводнить рынок товарами. Тогда они не гнушались контрафактными товарами со всего мира. Таким образом они получали и знания об этих товарах, чтобы в дальнейшем производить аналогичные. А когда санкции начали ослабляться, они начали обращать внимание на контрафакт и бороться с ним. В текущем моменте для поднятия уровня экономики необходимо снизить уровень контроля данной продукции, так как правообладатели являются иностранными производителями и не влияют на производителей РФ. В противном случае, если мы будем тщательно отслеживать контрафакт, мы проиграем эту историю совсем”, – заключил Бацев.
Сложности импортеров
Руководитель отдела маркетинга в BuyCisco Юрий Бондаренко рассказал о том, что “большая часть заграничных дистрибуторов отказываются отгружать продукцию компаний из РФ или для компаний из РФ и не принимают оплату со счетов российских банков, опасаясь попасть под вторичные санкции и запятнать свою репутацию”.
“Для обхода этих неудобств используется юридические лица из третьих стран, которые не связаны с компанией из России. Использование дополнительной “прокладки” приводит к увеличению сроков поставки продукции по параллельному импорту. В начале сроки доходили до 10 недель, сейчас нам удалось уменьшить их до шести-восьми. Существует еще сложность со страхованием грузов. Ранее основные страховые компании были из Евросоюза. Сейчас они отказываются страховать грузы для РФ. Мы переключились на китайские страховые компании”, – рассказал предприниматель.
Он отметил, что при параллельном импорте компания требует минимум 60% предоплаты за поставляемые товар. Ранее, когда производитель официально присутствовал на рынке РФ, он давал возможность отгрузить товар с отсрочкой, а они, в свою очередь, могли транслировать ее клиенту. Помимо этого ,стало невозможно получить гарантию напрямую от производителя, который свернул бизнес в РФ, добавил он.
В то же время параллельный импорт является хорошей альтернативой традиционной дистрибуции, но предпринимателю, чтобы обезопасить себя, нужно учесть ряд факторов, считает генеральный директор компании “Российско-Турецкое торговое партнерство” Александр Костров.
“Приказ Минпромторга и другие правовые документы подробно разъясняют доступные группы товаров и брендов, которые можно ввозить без разрешения правообладателя, даже если бренд зарегистрирован в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Ввозимая по всем правилам параллельного импорта продукция подлинная. Товар ввозится на территорию РФ с соблюдением действующего законодательства, включая оформление, маркировку, оплату налогов и таможенные процедуры”, – напомнил он.
Источник: ТАСС