От реализации национальной системы маркировки и прослеживания продукции «Честный знак» честный бизнес не выиграл, об этом РЖД-Партнеру заявляет петербургский депутат Наталия Астахова. Ранее, при вводе это системы, государство гарантировало, что товар, на который нанесен специальный цифровой код – подлинный и качественный. Однако производители и продавцы не подтверждают это заявление.
– Наталия Владимировна, удалось ли «Честному знаку» обелить рынок, как того обещали при вводе маркировки?
– Серый бизнес только выигрывает от маркировки. Она его не замечает и не касается. Посмотрите на табачный рынок, там обороты мимо кассы растут как на дрожжах. Мало того, что акцизы повышают, так еще и маркировка. Легальные сигареты стали слишком дороги для многих россиян. Люди все больше покупают импортные изделия из Белоруссии, Армении, Турции без акцизных марок и маркировки. Они стоят в 2–3 раза дешевле легальных сигарет, а качество зачастую даже лучше, чем у изделий российского производства. Думаю, сейчас четверть табачного рынка проходит мимо кассы.
– Маркировка шин и автопокрышек стала обязательной с 1 ноября 2024 года. С 1 февраля 2025 года по инициативе Минпромторга могут ввести маркировку автозапчастей…
– Цель «Честного знака» – обеление рынка. В условиях санкций к нам почти все импортные запчасти поступают нелегально. Номенклатура запчастей настолько широка, что поставщики замучаются маркировать детальки. Интересно, как они будут маркировать нелегальный импорт, запчасти с авторазборок. Мне кажется, что идея маркировки – это нелепая причуда. В реальности ни одной из целей, обозначенных в законе, в частности обеления рынка, «Честный знак» не достигает. Зато прекрасно собирает с людей деньги, но такая цель не декларируется. По сути, маркировка – это фискальный инструмент.
– Бренд «Честного знака» презентует Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Это – открытая организация? Как быстро удалось выйти с ними на контакт?
– Нам не удалось на них выйти, хотя мои помощники старались. «Честный знак» сам на нас вышел – молодцы! После первого заседания рабочей группы с нами связался представитель ООО «Оператор-ЦРПТ» и сообщил, что руководство и специалисты компании хотят ответить на все вопросы бизнеса. Специально для них мы организовали заседание рабочей группы. Стало интересно, что они скажут.
– Оправдались Ваши ожидания от этой встречи?
– Я ожидала большего. Мне понравился их руководитель, он показался мне открытым и демонстрировал заинтересованность во встрече. У меня сложилось впечатление, что он искренне удивился тому, что услышал. Могу предположить, что до него, да и до более высоких руководителей в ЦРПТ не доходит вся информация, они не знают истинного положения дел на земле. Ответы некоторых сотрудников, конечно, изумили поверхностностью и некомпетентностью.
– То есть, прошли уже две рабочие встречи. Смогли ли с ЦРПТ связаться те предприниматели, что к Вам обратились за помощью в борьбе с «Честным знаком»?
– На сей раз мы не оплошали. Мы у всех, кто пришел из ЦРПТ, взяли номера телефонов. Те предприниматели, кто присутствовал на рабочей группе и изъявил желание контактировать с ЦРПТ, получили такую возможность.
Буду ли я дальше работать с ЦРПТ? А какой в этом смысл? ЦРПТ – это бизнес, которым командует правительство РФ. То, что им говорят, то они и делают. Сотрудники компании самостоятельно ничего не могут решить. Работать надо с федеральными чиновниками, объяснять им и доказывать, что маркировка убивает честный бизнес и поощряет участников теневого рынка.
– Но Вы, если я правильно понимаю, не намерены останавливаться. Вы на исходе второй встречи заявили о планах направить в Минпромторг обращение. Какое?
– Маркировку нужно отменять, но едва ли это в наших силах. Причин для ее отмены хоть отбавляй и нет ни одного разумного довода для ее сохранения.
Маркировка обременительна для бизнеса, а микробизнес она и вовсе угнетает высокой трудоемкостью и чрезмерными расходами; для потребителя маркировка бесполезна: все, что ему нужно, он без лишних усилий прочитает на упаковке товара или на бирке. Этого уже достаточно, чтобы отменить маркировку.
Маркировка – весьма прибыльный бизнес: значительную часть затрат берут на себя покупатели маркировочного кода, а если кто-то не захочет его покупать, то того посадят. Как говорится, а если не будут брать – отключим газ! Прекрасный бизнес, отказаться от такого очень тяжело. Будем просить правительство тщательно подходить к выбору отраслей под маркировку, ввести мораторий на маркировку некоторых товаров, а заодно предложим освободить от маркировки микробизнес и компенсировать затраты предпринимателей на «Честный знак». На самом деле, «Честный знак» должен был нанять людей, обеспечить их необходимыми для маркировки инструментами и оборудованием, и пусть эти люди идут на заводы и фабрики маркировать трусы, бюстгальтеры и все остальное.
Потребителю плевать, есть на изделии «Честный знак» или нет, его волнует только цена и качество, а маркировка не гарантирует качества, она лишь повышает цену, то есть ставит добросовестный бизнес в проигрышное положение. Думаю, жизнь заставит правительство отказаться от этой блажи. Здравый смысл, возможно, не сразу, не быстро, но все же всегда берет верх.
Источник: РЖД Партнер