22 сентября в Москве под председательством врио руководителя Федеральной таможенной службы Руслана Давыдова состоялось заседание коллегии ФТС России, посвященное вопросам организации работы в пунктах пропуска.
В коллегии приняли участие заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Николай Журавлев, заместитель Министра транспорта РФ Валентин Иванов, представители Администрации Президента России, ряда правоохранительных и надзорных структур.
В условиях экономических ограничений и перестроения логистики пункты пропуска не должны становиться «узкими горлышками» на пути движения товаров. Для этого ФТС России проведена значительная работа по повышению их пропускной способности на приоритетных направлениях.
Так, усилены дежурные смены таможенных постов, ряд из них переведен на круглосуточный режим работы. На близлежащих к пунктам пропуска местах хранения товаров установлены иные места прибытия/убытия. К товарам приоритетного импорта сокращено применение мер фактического контроля.
Отдельно Руслан Давыдов отметил существенное усиление кадрового состава таможенных органов.
«В 2022 году по решению Правительства России нам было выделено 957 единиц дополнительной штатной численности, из них 90%, распределены в пункты пропуска Дальневосточного и Северо-Кавказского регионов. В этом году ФТС России перераспределила внутри себя еще 200 штатных единиц и направила на Дальний Восток», – сказал он, подчеркнув, что принятые меры позволили добиться ощутимых результатов.
В настоящее время пропускная способность приоритетных погранпереходов существенно увеличилась как по импортным, так и по экспортным направлениям. На Дальнем Востоке общий товарооборот возрос почти на 14%, а по грузовому автомобильному транспорту – в 2,5 раза. Грузооборот коридора «Север-Юг» возрос на 30,5% по сравнению с прошлым годом.
При этом совместными усилиями с другими ведомствами решена многолетняя проблема очередей в наиболее загруженных пунктах пропуска – Верхний Ларс, Яраг-Казмаляр, Забайкальск. В результате полностью ликвидированы пробки и очереди на наиболее важных маршрутах международных автомобильных перевозок, обеспечена стабильность поставок товаров на российский рынок.
Существенное значение для сокращения времени прохождения пунктов пропуска имеет внедрение новых технологий проведения таможенного контроля. Одним из решений, позволивших ускорить совершение таможенных операций в железнодорожном пункте пропуска Забайкальск, стало проведение эксперимента по переносу фактического таможенного контроля товаров, доставляемых железнодорожным транспортом, из пунктов пропуска в места их доставки. В результате в 10 раз сократилась доля проведенных досмотров в отношении товарных партий, участвующих в эксперименте.
Ощутимо сократить время контроля на таможенных постах в морских пунктах пропуска удалось за счет внедрения технологии проведения осмотров с применением инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) с разделением процессов сканирования объектов контроля и анализа полученных снимков. Таким образом, на текущий момент среднее время осмотра с ИДК составляет 4 часа, что значительно меньше, чем было ранее.
Говоря о глобальных перспективах развития пунктов пропуска, врио руководителя ФТС России напомнил, что таможенная служба инициативно разработала перспективную модель интеллектуального пункта пропуска, в основу которой заложены оптимальное сочетание как информационных, так и технологических систем, максимальная автоматизация операций, использование элементов искусственного интеллекта.
Одним из таких элементов на сегодняшний день является применение портальных ИДК, позволяющих осуществлять без задержек сканирование всех транспортных средств, перемещаемых через границу. На данный момент такой эксперимент проводится в пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр на границе с Азербайджаном.
В заключение Руслан Давыдов отметил, что ФТС России продолжит работать над сокращением сроков и упрощением таможенных операций. В приоритете – внедрение современных технических средств и решений в пунктах пропуска, расширение функциональности информационно-программных средств, укрепление таможенного сотрудничества с дружественными странами.
Источник: Виртуальная таможня