С 1 января 2022 г. ФТС России реализована техническая возможность подачи жалобы в электронном виде через сервис «Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа». Для этого необходимо зарегистрироваться в «Личном кабинете» на официальном сайте ФТС России или воспользоваться для входа в «Личный кабинет» учетной записью через ЕСИА «Госуслуги».
Жалобы в электронном виде, а также прилагаемые к жалобам документы в электронном виде, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо, или неквалифицированной электронной подписью – если заявителем является физическое лицо. За 4 месяца 2025 года участниками внешнеэкономической деятельности в электронном виде было подано 46% жалоб.
Жалобы можно подать также в письменном виде непосредственно в таможенный орган, как лично, так и через представителя, или направить по почте. Отметим, что в настоящее время для юридических лиц существенно упрощена подача жалобы в письменном виде: отсутствует необходимость предоставления вместе с жалобой документов, подтверждающих полномочия руководителей организаций. Данные полномочия проверяются таможенным органом самостоятельно по идентификационному номеру налогоплательщика, который в обязательном порядке подлежит указанию в жалобе.
Независимо от способа подачи жалобы в таможенный орган (письменно или через «Личный кабинет») досудебное обжалование не облагается пошлинами, рассматривается в четко установленный срок и отличается отсутствием строгих требований к форме жалобы.
Вместе с тем, в связи с участившимися случаями направления жалоб в таможенные органы по электронной почте напоминаем, что такие жалобы считаются поданными без соблюдения требования к их форме и в силу пункта 6 части 1 статьи 293 Федерального закона № 289-ФЗ в их рассмотрении по существу должно быть отказано.
Также Сибирское таможенное управление рекомендует участникам ВЭД реализовывать свое право на обращение в таможенные органы с запросами о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения, бездействия, что позволит в течение 10 дней получить ответы на вопросы, возникающие по результатам принятия таможенным органом решения, совершения действия (бездействия) в области таможенного дела (статья 265 Закона № 289-ФЗ). Заявитель может направить запрос в письменной форме или обратиться в таможенный орган лично с устным запросом.
Более подробную информацию о порядке и сроках подачи жалобы можно узнать на официальном сайте Сибирского таможенного управления (www.customs.gov.ru) в разделе «Информация для участников ВЭД», а также на информационных стендах, расположенных в таможенных органах.
Источник: Сибирское таможенное управление