Врио руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов принял участие в панельной дискуссии «Цифровизация внешнеэкономической деятельности: барьеры и перспективы», состоявшейся в рамках международного форума «Налоговая экосистема: люди и технологии», организованного ФНС России совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ.
Он рассказал о проделанной ФТС России работе по цифровизации таможенной сферы, а также отметил плюсы и минусы перехода в «цифру».
Таможенной службой успешно реализована Комплексная программа развития ФТС России до 2020, декларационный массив был поэтапно сконцентрирован в 16 территориально распределенных ЦЭДах, где за прошлый год оформлено почти 4 млн деклараций на товары. Из них 30% выпущено автоматически, без участия таможенного инспектора.
«Это и есть та цифровая спираль, которую мы раскручивали последние 15 лет», – отметил Руслан Давыдов, подчеркнув, что дальнейшая перспектива цифрового развития таможни связана с переходом от перевода бумажных носителей информации в электронный формат к работе непосредственно с данными.
«Мы уже прошли этап перевода бумажных документов в электронный вид, активно развиваем цифровую обработку больших данных в отношении перемещаемых во внешней торговле товаров, а также участников ВЭД. В перспективе это позволит нам вести речь о переходе к потранзакционному учету движения товаров. Мы уже начали внедрять такой подход – межведомственное электронное взаимодействие, более 30 контролирующих органов обмениваются данными в режиме онлайн, если говорить о взаимодействии с бизнесом (декларанты, перевозчики, владельцы СВХ) – миллионы информационных сообщений в день», – сказал он.
ФТС России заключает соглашения с дружественными странами об обмене информацией и данными из экспортных и импортных деклараций, что позволяет вести автоматическую сверку информации и роботизировать процедуры. Сведения о маркировке – это еще один набор данных, которые инкорпорируются в общую систему.
При этом Руслан Давыдов отметил необходимость сохранить баланс между упрощениями, которые предоставляет цифровизация для бизнеса, и обеспечением реализации контрольных функций. В этом контексте одним из ключевых элементов, которые ФТС России развивает совместно с Минфином и ФНС России, является система прослеживаемости товаров, которая позволит перейти к автоматическому взиманию пошлин и налогов.
«Если мы будем видеть все цепочки не только трансграничной торговли, но и последующих перепродаж товаров и уплаты косвенных налогов, внутренних налогов, тогда мы будем видеть все ключевые точки образования налогооблагаемой стоимости», – уточнил врио руководителя ФТС России.
Цифровизация, несмотря на многочисленные преимущества, такие как ускорение и упрощение таможенных процедур, имеет и минусы, связанные с возможными сбоями в работе информационных систем.
«Если завтра вдруг что-то случится с электронной системой, необходимо подумать, что делать в этой ситуации. Идет специальная военная операция, происходят атаки на системы, я думаю всем это известно. За год, с начала СВО, мы отразили более 1200 кибератак, то есть в день идет по 3-4 атаки. Очевидно, что наши оппоненты хотели бы «повалить» систему внешней торговли России. Санкции не работают, торговля идет. Такие попытки сломать систему, которая обеспечивает торговлю, мы видим ежедневно», – сообщил Руслан Давыдов.
Ключевым элементом успешного перехода в «цифру» является конструктивное взаимодействие с бизнесом и планомерное выстраивание гармоничной экосистемы внешней торговли, к которой были бы подключены все ведомства, перевозчики, банки, владельцы СВХ и таможенные представители и обеспечивали бы стабильность работы этой системы.
Источник: ФТС России