Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), сохраняют статус иностранных товаров.
По общему правилу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс Союза) таможенная процедура временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока ее действия:
– помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта, в том числе, в соответствии с пунктом 7 статьи 276 Кодекса Союза;
– признанием таможенными органами факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты временно ввезенных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
– наступлением обстоятельств, определяемых Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК) и (или) законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (далее — Союз) о таможенном регулировании, до наступления которых товары находятся под таможенным контролем.
Кроме того, до истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры может быть завершено помещением временно ввезенных товаров под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, на условиях, предусмотренных Кодексом Союза, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 5 статьи 221 Кодекса Союза, при неоднократном применении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза, в том числе, когда декларантами этих товаров выступают разные лица, общий срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) не может превышать срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 221 Кодекса Союза, или срок, определенный ЕЭК в соответствии с пунктом 2 статьи 221 Кодекса Союза.
До истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры может быть приостановлено в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру переработки на таможенной территории либо в определяемых ЕЭК случаях – под специальную таможенную процедуру.
Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальную таможенную процедуру утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 и предусматривает (пункт 3), что приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) приостанавливает течение срока временного ввоза товаров и уплату таможенных пошлин, налогов за этот период.
По истечении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие таможенной процедуры прекращается.
С учетом положений статьи 129 Кодекса Союза и части 5 статьи 169 Федерального закона товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), действие которой прекращено, подлежат помещению на временное хранение в соответствии с главой 16 Кодекса Союза не позднее дня, следующего за днем прекращения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска).
С учетом пункта 7 статьи 129 Кодекса Союза находящиеся на таможенной территории Союза иностранные товары, в отношении которых действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) прекращено, для дальнейшего нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Союза. В данном случае также необходимо учитывать положения пункта 5 статьи 221 Кодекса Союза.
Необходимо отметить, что исходя из содержания таможенной процедуры временного ввоза (допуска) товары, помещенные под такую таможенную процедуру, временно находятся и используются на таможенной территории Союза.
Согласно пункту 8 статьи 222 Кодекса Союза допускается использование временно ввезенных товаров, являющихся транспортными средствами, за пределами таможенной территории Союза, если они используются в качестве транспортных средств международной перевозки (далее – ТСМП) и к ним применяются положения главы 38 Кодекса Союза.
Подтверждением того, что транспортное средство используется в порядке и на условиях, установленных для ТСМП, является выпуск транспортного средства по декларации на транспортное средство (либо стандартных документов перевозчика, используемых в качестве декларации на транспортное средство).
При использовании временно ввезенных товаров, являющихся транспортными средствами, за пределами таможенной территории Союза в отношении таких товаров допускается совершение операций, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 277 Кодекса Союза, а совершение операций, не предусмотренных этими пунктами, допускается в соответствии с пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза.
Использование временно ввезенных товаров, являющихся транспортными средствами, в качестве ТСМП за пределами таможенной территории Союза не прекращает и не приостанавливает действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска).
В соответствии с пунктом 7 статьи 276 Кодекса Союза и с учетом абзаца четвертого подпункта 2 пункта 2 статьи 272 Кодекса Союза временно вывезенные ТСМП, являющиеся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), находящиеся за пределами таможенной территории Союза, могут быть помещены под таможенную процедуру реэкспорта. При этом, в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 224 Кодекса Союза таможенная процедура временного ввоза (допуска) в отношении транспортного средства будет завершена.
В то же время необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 351 Кодекса Союза таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза защиту национальной безопасности государств-членов Союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды посредством обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза.
Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов Союза.
Таким образом, специальные экономические меры, применяемые государствами-членами Союза, не относятся к понятию запреты и ограничения в том виде, как эти запреты и ограничения определены в Кодексе Союза.
В то же время, на таможенные органы, помимо задач и функций, определенных в общем виде в пунктах 1-2 статьи 351 Кодекса Союза, могут быть возложены иные задачи и функции, определяемые законодательством государств-членов Союза и (или) международными договорами в рамках Союза).
Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100 “О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности” (далее – Указ № 100) поручено обеспечить до 31 декабря 2022 г. применение следующих специальных экономических мер:
а) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации;
б) ограничение на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение подпункта “а” пункта 1 Указа № 100 постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 311 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100” (далее – Постановление № 311) до 31 декабря 2022 г. включительно введен заперт на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов товаров по перечню согласно приложению к Постановлению №311.
При этом ФТС России поручено обеспечить контроль за выполнением пункта 1 Постановления №311.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 5 Федерального закона под вывозом товаров из Российской Федерации понимается, в том числе, фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации.
Под таможенной процедурой реэкспорта понимается таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со статьей 242 Кодекса Союза, а товары Союза – без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Пунктом 2 Постановления № 311 предусмотрены исчерпывающие перечни оснований для неприменения указанных специальных экономических мер.
Таким образом, выпуск в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта в целях завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) транспортных средств, ранее вывезенных с таможенной территории Союза в качестве ТСМП, в том числе до введения специальных экономических мер, не допускается в силу положений пункта 1 Постановления №311.
Завершение действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении находящихся на таможенной территории Союза товаров их помещением под таможенную процедуру реэкспорта возможно при условии отсутствия запрета на вывоз таких товаров в Постановлении №311.
Дополнительно в части завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) помещением товаров под таможенную процедуру реэкспорта необходимо обратить внимание на следующее.
С учетом положений пункта 1 статьи 238 Кодекса Союза, иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта должны быть фактически вывезены за пределы таможенной территории Союза.
Пункт 3 статьи 240 Кодекса Союза предусматривает, что в случае, если в течение 3 рабочих дней, следующих за днем помещения иностранных товаров под таможенную процедуру реэкспорта, такие товары не были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита либо не убыли с таможенной территории Союза, они должны быть помещены на временное хранение.
При этом согласно пункту 4 указанной статьи Кодекса Союза, при невывозе с таможенной территории Союза иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта (за исключением отдельных случаев, указанных в этом пункте), действие таможенной процедуры реэкспорта прекращается, а такие иностранные товары задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 Кодекса Союза.
В части разъяснения порядка привлечения к ответственности за противоправные деяния в случае несоблюдения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) необходимо отметить следующее.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России), юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения (далее – АП), если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Декларант таможенной процедуры временного ввоза (допуска) вправе представить любые доказательства, свидетельствующие об отсутствии в его действиях вины, в том числе доказательства принятия им всех мер по соблюдению требований актов, составляющих право Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в условиях введения иностранными государствами санкционных мер в отношении российских граждан и компаний.
Так, декларант вправе представить в таможенный орган доказательства о невозможности исполнения обязанности по завершению таможенной процедуры временного ввоза (допуска) способами, предусмотренными Кодексом Союза (помещением под таможенную процедуру реэкспорта, помещением под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров и (или) иными способами, установленными статьей 224 Кодекса Союза), наличия препятствий у конкретного лица, в отношении которого введены антироссийские санкции, по перемещению товаров через таможенную границу Союза, и о принятых им мерах по вывозу товара в иное государство, чем из которого этот товар был ввезен.
При привлечении декларанта к ответственности таможенным органом обязательно дается оценка наличию вины декларанта, в том числе с учетом сложившейся экономической ситуации и обстоятельств, связанных с действиями недружественных иностранных государств. То есть, если будет установлено, что АП совершено вследствие санкций, введенных недружественными иностранными государствами, в деянии декларанта будет отсутствовать вина, что является основанием, исключающим производство по конкретному делу об АП.
Таким образом, производство по делу об АП не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии вины лица (отсутствия состава АП).
Источник: Дальневосточное таможенное управление