
Хотелось бы прояснить, что такое методические рекомендации любого рода и какое сейчас к ним отношение.
Былые времена.
Старожилы припомнят, как ФТС России не стеснялась выпускать разъяснения законодательства и даже иногда менять его в корне на основании своих писем. За неисполнение таких писем даже привлекали с дисциплинарной ответственности. Позднее, кажется, в конце нулевых, появилось письмо за подписью А.Б. Струкова о том, что письма ФТС России исполнять вовсе не обязательно и там содержится частное, скромное и никому неинтересное мнение государственного органа, тогда как руководствоваться надо исключительно законом. Однако все прекрасно понимали, что разъяснение ФТС России важнее закона.
От ФТС России в таможенные органы даже направлялись письма и телетайпограммы, которые порой изменяли компетенцию таможенных органов. Сейчас такое представить, конечно, крайне сложно.
Кто сейчас вправе давать разъяснения?
С точки зрения буквы закона, правом давать разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании наделен Минфин России. Но нужно помнить, что к данному законодательству относится только Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы. Ни свои приказы, ни приказы ФТС России, ни уж тем более ТК ЕАЭС Минфин России не разъясняет.
При этом, от имени Минфина России может выступать либо Министр финансов, либо его заместители. Письма, ответы на обращения, позиции за подписью директоров департаментов и их заместителей не являются по смыслу закона разъяснениями и потому никаких последствий не влекут.
Положения права ЕАЭС может разъяснять только Суд ЕАЭС. Всё. Никаких исключений.
Нужны ли вообще разъяснения?
Нужны.
Закон не может успевать за реальными отношениями и уж точно не может учесть всё на свете. Все мы знаем обзоры практики Верховного Суда Российской Федерации, а также его постановления Пленума, которые призваны создать единую практику. Этого, конечно, не хватает таможенным органам.
Когда таможенным органам действительно требуется сформировать единую правоприменительную практику и устранить возникшую проблему, то они:
а) направляют подробные разъяснения под грифом «дсп»;
б) публикуют разъяснения на официальном сайте ФТС России.
Без лишних разглагольствований.
Что же происходит, когда проблему решать не нужно или ее нельзя признавать?
Вариантов, как имитировать бурную деятельность, много.
Например, можно сформировать рабочую группу. Рабочая группа будет часто заседать, о чем-то договариваться, формировать протоколы, но на скорость решения проблемы это едва ли влияет.
Порядок действий выглядит так:
1) Что-то творим
2) Что-то творим в еще большем масштабе
3) Это вызывает недовольство бизнеса/руководства службы/Правительства…
4) Создаем рабочую группу
5) ????
6) Profit
Так выглядит алгоритм снятия ответственности за возникшую проблему.
Если требуется действительно повзаимодействовать и решить вопрос сообща, то, как правило, этот вопрос обсуждается с бизнесом еще до того, как превратится в головную боль для всей страны.
Другой распространенный вариант – указывать на отсутствие разъяснений со стороны кого-нибудь.
Источник: Злой таможенник