В соответствии с Решением Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. №5 с 1 марта 2021 года при совершении таможенных операций в электронном виде дополнительно отметки таможенных органов в транспортных, коммерческих и иных документах на бумажном носителе не будут проставляться.
Исключения составят следующие случаи:
– оформление разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС;
– оформление изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации таможенным органом;
– совершение таможенных операций, связанных с соблюдением маршрута перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;
– отсутствие у таможенного органа возможности обеспечить совершение лицом таможенных операций в электронном виде в связи с НШС, отключением электроэнергии, а также в иных случаях, установленных законодательством государств – членов ЕАЭС;
– поступление в таможенный орган мотивированного обращения лица о проставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе, в том числе в связи с необходимостью соблюдения положений иных отраслей законодательства государств – членов Союза, помимо законодательства в сфере таможенного регулирования, с учетом пункта 2 Решения.
Для исключения необходимости предоставления указанных документов на бумажном носителе с отметками таможенных органов в целях соблюдения положений иных отраслей законодательства, правительства государств – членов ЕАЭС должны до 1 декабря 2020 года внести изменения в законодательство государств – членов ЕАЭС (пункт 2 Решения).
После соответствующих изменений в законодательство государств – членов ЕАЭС основания для мотивированных обращений лица о проставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе будут минимизированы.
Отказ от проставления отметок на бумажных носителях не станет неожиданностью для многих крупных участников ВЭД, которые уже сейчас используют в полном объеме цифровые сервисы при организации международной перевозки и совершении таможенных операций.
Базовыми условиями для полноценного перехода на использование электронных железнодорожных накладных грузоотправителем является наличие электронной подписи и оформление электронных документов в АС «ЭТРАН». В дальнейшем электронная накладная используется при таможенном декларировании экспорта товаров в таможенном органе.
После выпуска товаров таможенным органом отметка о выпуске поступает в ОАО «РЖД» и визуализируется в гр. 28 «Отметки для выполнения таможенных и административных формальностей» электронной накладной. Календарный штемпель перевозчика также проставляется в электронном виде.
В случаях непоступления по техническим причинам данных о ДТ, и/или отсутствии визуализированной отметки о выпуске товара, перевозочные документы оформляются на бумажном носителе, с последующим проставлением оригинальных отметок таможенных органов.
ФНС России информировала о достаточности копии электронных накладных с цифровыми аналогами отметок таможенного органа о выпуске товаров и электронной подписью грузоотправителя для целей подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
В свою очередь, в настоящее время ФТС России обеспечен информационный обмен с ФНС России по вопросу предоставления сведений о выпуске товаров и их вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС в электронном виде.
Источник: Уральское таможенное управление