С наступлением нового года у экспортеров древесины, очевидно, возникает ряд вопросов, затрагивающих особенности перевозки пиломатериалов, которые регламентируют нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также нововведения в области транспортировки древесины, которые могут вступить в силу с наступлением 2024 года.
Как известно, контроль транспортировки древесины транзитом через территорию РФ осуществляется одним из двух способов: с применением оформленного электронного сопроводительного документа (QR-кода) либо с использованием электронной навигационной пломбы (далее – ЭНП). О преимуществах и недостатках каждого из этих инструментов контроля перемещения древесины мы рассказывали ранее в нашей статье о преимуществах оформления ЭСД для экспортёров древесины из Беларуси (ЕАЭС) перед использованием электронной навигационной пломбы (ЭНП).
С наступлением 2024 года стало известно, что Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 N 2552 «О порядке перевозки отдельных видов древесины и (или) продукции ее переработки грузовым автомобильным транспортом и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое регламентирует оформление QR-кода при транспортировке древесины, остается в силе и продолжает действовать без изменений и актуализации.
Одновременно до 1 июля 2024 года продлевается действие Постановления Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым утверждено проведение эксперимента по применению навигационных пломб в отношении пиломатериалов от 02 февраля 2023 г. N 150 «О проведении эксперимента по применению навигационных пломб в отношении лесоматериалов и продукции деревообработки, помещенных под таможенную процедуру экспорта в Республике Беларусь, перемещаемых по территории Российской Федерации автомобильным транспортом в целях последующего убытия с территории Евразийского экономического союза».
Таким образом, порядок перевозки древесины транзитом через территорию России остается прежним, но важно не забывать об особенностях, на которые важно обратить внимание при подготовке транспортировки древесины. На некоторые особенности перевозки древесины мы уже обращали внимание в нашей статье «Несвоевременное оформление ЭСД при перевозке древесины: правонарушение и наказание» и «Типичные ошибки экспортёров древесины при оформлении ЭСД».
Не стоит забывать и про предписание «Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ, в статье 50.4. которого упоминается, что транспортировка древесины и продукции ее переработки любым видом транспорта допускается после формирования электронного сопроводительного документа, а значит, что перевозка древесины железнодорожным транспортом так же должна сопровождаться ЭСД (QR-кодом), в том числе при транзите пиломатериалов через территорию России.
На практике экспортеры древесины сталкиваются с ситуациями, когда по разным причинам контролирующие органы могут допускать транспортировку древесины без проверки сопроводительного документа из-за неясностей и неточностей в нормативно-правовых актах для того, чтобы не допускать привлечение участников ВЭД по административному правонарушению до тех пор, пока отсутствуют конкретные разъяснения по особенностям перевозки железнодорожным транспортом транзитом через территорию России. Однако, не стоит забывать о том, что отсутствие своевременного контроля государственных органов не освобождает от ответственности и не смягчает требований Лесного кодекса РФ, распространяемых на участников внешнеэкономической деятельности.
Но именно в таких моментах мы работаем на опережение и уже сейчас стараемся предостеречь наших клиентов от того, чтобы не стать первооткрывателями в списке правонарушителей по ч. 5 ст. 8.28.1. КоАП РФ (транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа ), за нарушение которой предусмотрена ответственность с вынесением штрафа в размере от 500 000 руб. до 700 000 руб. с конфискацией товара (древесины).
Подводя итог вышесказанному, делаем следующий вывод: оформление электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины необходимо осуществлять как автомобильным, так и железнодорожным транспортом во избежание негативных последствий в виде штрафа и задержания товара.
Источник: ЮРВЕСТ