Система маркировки и прослеживаемости продукции – это единый информационный ресурс, обеспечивающий прослеживаемость продукции на всех этапах (от производителя до конечного покупателя) и ее законного оборота в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации.
Основными целями создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров являются:
– обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, а также для мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках,
– обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.
Регулирование оборота данных в государственной информационной системе осуществляется на основе вовлечения в оборот обязательных данных, предоставления в обязательном порядке участниками рынка данных о движении товаров путем их маркировки, определения государства обладателем обязательных данных, установление правового режима регулирования обязательных данных.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и участников оборота товаров в части нормативно-правового регулирования осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ.
Положительный опыт введения маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками был получен в ходе реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха».
Перечень товаров, которые компании и предприниматели обязаны маркировать в 2019 году, Правительство РФ утвердило распоряжением от 28.04.2018 № 792-р. В новом списке 11 групп товаров. Среди них табачная продукция, духи и туалетная вода, шины и покрышки, фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, некоторые виды одежды и обувь.
Правительством Российской Федерации установлены сроки ведения требований об обязательной маркировке в отношении:
– сигареты и папиросы – с 1 марта 2019 года (Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224);
– прочие виды табачной продукции (кроме сигарет с фильтром и без фильтра папирос) – с 1 июля 2020 года (Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224);
– обувных товаров – с 1 марта 2020 года (Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860);
– фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек – с 1 октября 2020 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1953);
– лекарственных препаратов для медицинского применения – с 1 июля 2020 года (Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1556);
– отдельных позиций продукции легкой промышленности – с 1 января 2021 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956);
– духов и туалетной воды – с 1 октября 2020 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957);
– шин и покрышек – с 1 ноября 2020 год (Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958).
К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности – от сигарет до одежды и производства и оборота пищевой продукции.
С целью сокращения оборота немаркированной продукции на внутреннем рынке Свердловской области Екатеринбургской таможней налажена практика взаимодействия с органами Роспотребнадзора и МВД.
Маркировка и мониторинг движения продукции преследуют ряд цели затрагивающих как интересы бизнеса и населения, так и интересы государства.
Для государства система маркировки товара является профилактикой поступления в оборот и одномоментное изъятие из оборота в автоматизированном режиме на всей территории Российской Федерации недоброкачественных, а также фальсифицированных и контрафактных товаров на любом из этапов их обращения от производителя до конечного потребителя.
Для населения – это возможность с помощью персонального мобильного устройства лично проверить легальность приобретаемого товара.
Для бизнеса система маркировки товара является способом снижения издержек за счет более эффективного управления логистикой, уменьшения упущенной выгоды, обусловленной контрафактной и фальсифицированной продукцией.
Источник: Уральское таможенное управление