Чуть более года назад в России на фоне санкций был введен список Минпромторга, в котором обозначены группы товаров с определенными торговыми марками, разрешенными к ввозу без согласия правообладателя. Все стали называть такой импорт параллельным, хотя это определение не вполне корректно. Каким он должен быть и как компании-импортеры работают в сложившейся ситуации рассказывает эксперт в области международного бизнеса, владелец группы компаний SinoImport Тина Анистен.
На самом деле параллельный импорт – это ввоз оригинальных товаров в страну, минуя закупки у регионального дистрибьютора. То есть такая схема предполагает наличие дистрибьютора, как основного канала поставки зарубежных товаров, и возможности их параллельного ввоза в страну. При этом основная концепция параллельного импорта – снижать цены за счет отсутствия дистрибьюторских надбавок, которые могут быть очень велики.
Что происходит сейчас?
Тот импорт, который есть на данный момент, сложно назвать параллельным – это фактически быстрое залатывание дыр, которые образовались из-за ухода с рынка зарубежных компаний. Дистрибьюторов некоторых видов товара не осталось, параллели нет, но есть спрос и его нужно закрывать. Эта схема больше похожа на окольный импорт. Законного в ней нет практически ничего, кроме того, что товары действительно оригинальны.
А импортеры кто? Этим видом деятельности заинтересовались предприимчивые бизнесмены с целью быстрого обогащения. Стихийное принятие решений стать импортером «запрещенки со стороны западных стран» для многих показалось одним из прибыльных направлений бизнеса. Точно так же в 90-е очень стремительно развивалось явление челноков. Только челноки сейчас не работают с клетчатыми сумками, а завозят товары фурами. При этом многие предприниматели фактически не лишились прямых поставок товаров, будучи ранее дистрибьюторами или представителями различных зарубежных марок. А самые продвинутые стали создавать альянсы, например, «Ассоциация параллельного импорта», основными направлениями деятельности которых стало придумывание схем совершения поставок через третьи страны для перекрытия дефицита нужных товаров.
Легальность происходящего. Государством разрешен ввоз торговых марок, но нигде не говорится, что поставки должны быть нелегальными. Фактически же существующий сейчас параллельный импорт – это схема нелегальных поставок, поскольку отличить его от серых схем просто невозможно. При поставках меняются, то есть подделываются, документы, и как только встанет вопрос камеральных проверок, все это выплывет наружу. Соответственно сверхприбыли или просто прибыли, полученные при параллельном импорте, очень быстро и легко будут изъяты на оплату штрафов таможенным и налоговым органам.
Сложности параллельного импорта
Санкционный товар. Единственный возможный вариант закупить его – через посредника в третьей стране. Изначально все так и делали, но затем европейские и североамериканские производители стали понимать, что такого спроса со стороны, скажем, Казахстана, на их товар никогда не было. Поэтому сейчас остро стоит вопрос поступления товара в страны-посредники. Как оказалось, европейское и американское правительства понимают, куда на самом деле едут товары, поэтому они стали влиять на своих предпринимателей, чтобы те не поставляли свою продукцию по серым схемам и подложным документам, иначе можно получить штраф и уголовное преследование с перспективой 25 лет лишения свободы. На этом фоне производители стали тщательнее проверять своих покупателей и чаще отказывать им в поставках.
Логистика. В начале введения схемы параллельного импорта предприниматели использовали логистических посредников в Турции, Казахстане, Армении, Узбекистане – т.е. во всех близлежащих странах. Однако в начале марта этого года Турция приостановила поток параллельного импорта в Россию из-за нависшей угрозы ухудшения отношений с Европой. Далее 1 апреля Казахстан официально объявил о прекращении транзита санкционных товаров в Россию. Логистические операторы перевели потоки на Узбекистан, но это временная мера. Все это говорит о том, что рано или поздно все коридоры будут закрыты, поскольку мало кто из стран хочет лишиться поддержки западных правительств в части инвестиций, технологий и других взаимодействий. И дефицит, который Правительство РФ хотело побороть за счет введения данной меры, все же наступит.
Финансы. В прошлом Центробанк активно боролся против незаконного ввоза товаров в Россию. При этом параллельный импорт, при котором товар покупается у посредников в третьих странах и ввозится в Россию в соответствии с таможенными правилами, является законным, а серый импорт, когда товары поставляют в обход правил или с занижением стоимости, – нет. В настоящее время парадокс в том, что параллельный импорт законен, но операции, обеспечивающие его осуществление, банки могут посчитать сомнительными. Например, это может произойти, если цель платежа не соответствует тому, что было указано при ввозе товаров через таможню, или если цель платежа изменится. Ранее установленные правила позволяли банкам считать такие операции подозрительными, и на сегодняшний день они не отменены. Поэтому они мониторят все оплаты за рубеж, а поскольку товар по параллельному импорту поставляется по поддельным документам – будем называть вещи своими именами, – доказать, что импортер внес платеж за тот товар, который везет через границу, практически невозможно. По крайней мере пока такого механизма не создалось. Поэтому даже по нормальным поставкам деньги возвращаются финмониторингом, постоянно приходят комплаенс запросы. И если запрос не пришел от российского банка, то можно получить его от банка-посредника. Поэтому оплата по контракту может проводиться от двух недель до нескольких месяцев.
Камеральные проверки. Поскольку даже банки не могут отличить серые схемы от параллельного импорта, то образовались двойные стандарты. И хотя правительство не сказало, что все поставки товаров, ввезенные по схеме параллельного импорта, не будут подлежать камеральным проверкам или проведению постконтроля таможенной стоимости, некоторые предприниматели именно так и подумали. Компании, ввозящие товары по серым схемам, теперь прикрываются параллельным импортом, считая, что если Правительство разрешило, то все можно. Но уже появились первые ласточки камеральных проверок таможенной стоимости, где импортер из-за невозможности прямых поставок использовал посредников и взаимосвязанных лиц, и заявление таможенной стоимости по стоимости сделки уже не может быть применено. Таким образом, стоимость корректируется, и импортер попадает на большие штрафы и доплаты, теряет репутацию и деньги. Тогда уже параллельный импорт становится невыгоден для предпринимателя вовсе, но те компании, которые рекламируют свои услуги параллельного импорта, об этом умалчивают.
Что в итоге?
Параллельный импорт – это не панацея, а временная мера. Бесконечно обходить запреты западных стран на поставку их продукции в Россию не удастся. Что касается потребительских товаров – да, останутся челноки, которые закупают микро-партии брендовых товаров и привозят в Россию. Возможно будет что-то достать, но все будет зависеть от цены. А как быть тем, кому нужно крупногабаритное оборудование, комплектующие, материалы и компоненты, которые используются вагонами в месяц? В рамках параллельного импорта такие поставки будет осуществить все сложнее и сложнее.
Для решения вопроса я вижу большую перспективу поворота на Восток, но не с целью закупки товаров, которые они производят, а с целью изучения опыта. Например, как Китай за 20 лет смог стать первой экономикой мира? Как они начинали? Как развивались? И рассмотреть возможность приобретения их оборудования для производства всевозможных предметов потребления.
Источник: Экономика и жизнь