Замглавы ФТС о последствиях санкций, схемах торговли из 90-х и «дворцах» на границе с Китаем
Ограничения во внешней торговле — один из главных рычагов санкционного давления на Россию. В 2021 году половина товарооборота России приходилась на страны, которые сейчас ввели санкции — теперь отечественные компании вынуждены переориентироваться на покупателей и поставщиков из нейтральных стран, сокращать расчеты в долларах и евро и все чаще расплачиваться национальными валютами. Детально оценить масштаб этих изменений невозможно, поскольку с апреля правительство закрыло доступ ко всей внешнеторговой статистике. Как изменился перечень крупнейших торговых партнеров России, какие санкции наиболее чувствительны и насколько Китай доминирует во внешней торговле — в интервью RTVI с замглавы Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимиром Ивиным.
«Спад импорта сам по себе не критичен»
— В прошлом году основным торговым партнером России был Евросоюз с 36% всего внешнеторгового оборота ($282 млрд), на долю Китая приходилось 17% ($140,7 млрд). Как сейчас изменилась конфигурация крупнейших торговых партнеров России?
— Ситуация меняется, но пока не кардинально. Китай, как страна, остается на первом месте, при этом его доля в общем товарообороте России уже превысила 20% за январь-август 2022 года. Прогнозы Минэкономразвития о росте взаимной торговли с Китаем до $165-170 млрд на конец года абсолютно реальны. Немаловажный аспект, что Китай — один из немногих наших партнеров, с кем растет как экспорт, так и импорт.
Товарооборот России и Китая в январе—августе вырос на 31% в годовом выражении — до $117,2 млрд на фоне западных санкций. Поставки Китая в Россию выросли на 22% в июле и на 26,7% в августе в годовом выражении. Поставки России в Китай выросли на 58% в августе, свидетельствуют данные Таможенного управления КНР. Россия покупает у Китая, в основном, оборудование, транспорт, электронику, а продает нефть и уголь. Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай по данным за май—июль.
Евросоюз, как союз стран, пока продолжает занимать долю около 38% товарооборота. ЕС всегда был крупнейшим покупателем наших энергоресурсов. Пока им свое же нефтяное эмбарго не реализовано, ЕС, безусловно, останется примерно на тех же позициях.
При этом упал товарооборот практически со всеми странами ЕС в отдельности, в том числе с теми, кто всегда был в топе. Тем не менее, Нидерланды остаются на втором месте — сразу после Китая.
Санкции, включая новый восьмой пакет, затрагивают свыше 40% торговли ЕС с Россией (относительно 2021 года), а стоимость ограничений приблизилась к €123 млрд.
Далее расстановка варьируется от месяца к месяцу. Из других стран ЕС традиционно в десятке Германия и Италия. Торговля с нашими традиционными партнерами — Белоруссией и Казахстаном — в положительной зоне. В топ-10 также Турция и Южная Корея.
США и Великобритания значительно сократили объемы торговли и выбыли из десятки. Их место заняли Индия и Франция.
— Минэкономразвития оценивало максимум падения импорта в Россию в 50%. В июне импорт восстановился на 65-75% от показателей февраля, сообщал первый вице-премьер Андрей Белоусов. Сколько сейчас составляет спад импорта относительно прошлогодних значений? Насколько тенденция восстановления импорта устойчива?
— Уровень импорта в 65—75% не сильно изменился и сейчас. К сожалению, в этом году очень нестабильная динамика. В отдельные месяцы были ощутимые спады, в другие — наоборот, восстановление. Но в целом, после февраля этого года падение импорта составляет примерно 30%.
Считаю, что такой спад сам по себе не критичен. Он раскладывается на составляющие. Как минимум, половина сокращения импорта — не в негативе. Часть стран хотят продолжать торговать с нами, но столкнулись с проблемами в логистике и платежах. Временное падение импорта с ними вызвано исключительно поиском новых путей поставок и способов расчетов. Другую часть выпадающего импорта компенсируют наши производители и поставщики из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Поэтому из 30-процентного падения импорта чувствительно только сокращение поставок высокотехнологичных товаров ведущих западных производителей, а также самолетов и других видов транспорта, которые сложно восполнить быстро за счет собственного производства и новых поставщиков.
Правительство оценивает спад импорта критически важных товаров в Россию в 11-12%. Импорт капитала упал на 17—20%; промежуточный импорт, включая сырье для химической и лесной продукции — на 10%. По потребительским товарам просадка всего 3-5% во многом благодаря легализации параллельного импорта.
Экспорт из России несырьевых товаров упал на 13%, а к концу года спад достигнет 17%, прогнозирует правительство. Основу несырьевого экспорта России составляет продукция металлургии, машиностроения, химия и продовольствие. Основными покупателями в 2021 году были Китай, Казахстан, Белоруссия, Турция и США.
Таможенная служба приняла меры, чтобы люди не столкнулись с дефицитом продуктов, товаров необходимых для жизни. Усилия, в первую очередь, были направлены на то, чтобы обеспечить бесперебойный ввоз товаров, которые люди привыкли видеть на полках магазинов и аптек. По продовольствию, медикаментам и другим товарам первой необходимости критического спада нет.
— Машины, оборудование и транспорт раньше занимали почти половину (49%) российского импорта. Из каких стран Россия теперь ввозит станки, инструменты, легковые и грузовые автомобили?
— Эта доля остается на высоком уровне, хотя и снизилась примерно до 43%. Достаточно сложно заменить поставки таких товаров, как самолеты — количество производителей ограничено. Наш авиапром пока не набрал обороты, чтобы восполнить дефицит.
Импорт транспорта всех видов снизился, как и, безусловно, часть промышленного оборудования, которое попало под незаконные санкции. Но в области сельхозмашиностроения хорошо представлены наши и белорусские производители. Что касается строительной, добывающей, коммунальной и дорожной техники, то традиционным поставщиком с достаточно большой долей у нас и раньше был Китай.
— Насколько с марта сократилось количество компаний-экспортеров и отдельно компаний-импортеров? В каких отраслях спад больше, а в каких — меньше?
— Сокращение компаний-импортеров я бы вообще отнес к статистической погрешности — было 30 800, стало 30 600. Что касается экспортеров, то действительно ситуация не очень благоприятная, потому что наши партнеры, вернее те, кого мы раньше называли партнерами по внешней торговле, вероломно применяют принципы выдавливания нас с традиционных рынков.
Количество компаний-экспортеров сократилось примерно на 20% — было около 10,5 тыс., сейчас — 8,5 тыс. С учетом того, что всегда основу российского экспорта составляли топливно-энергетические товары и продукция металлургии, крупные игроки, естественно, никуда не ушли. Сократилось количество ориентированных на экспорт средних и малых предприятий.
— Когда Таможенная служба возобновит публикацию статистики внешней торговли? При каких условиях? Рассматривается ли вариант раскрытия информации, например, раз в квартал?
— Решение о приостановке публикаций принято в целях безопасности, чтобы эти цифры дополнительно не содействовали введению антироссийских санкций в рамках так называемой «экономической войны». Поэтому не хотелось бы давать лишние аргументы нашим противникам. Вопрос о возобновлении публикации будет решаться исключительно исходя из интересов России и российского бизнеса.
В этом году государство скрыло беспрецедентный объем экономической информации — больше не публикуются данные об экспорте и импорте, структуре оттока капитала, платежном балансе. До февраля ФТС не раскрывала только данные о торговле военной продукцией, самолетами и ядерными материалами.
«Санкционные» госкомпании не проводят открытые госзакупки. Публичным компаниям и банкам разрешили не раскрывать отчетность, а всем финансовым организациям, включая негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании — скрыть данные о бенефициарах и другую информацию.
— Данные о торговле с Россией можно получить из статистики других стран. Китай, в частности, очень оперативно публикует данные. В чем смысл скрывать статистику? Просто поиск информации теперь занимает больше времени.
— Для анализа общих тенденций вполне можно использовать иные источники информации, включая те, что вы назвали. Но все-таки методики подсчета статистики немного различаются. Не хотелось бы, чтобы наша статистика помогала противникам хоть в чем-то и наносила ущерб интересам нашего государства и бизнеса.
— В июне министр финансов Антон Силуанов допускал бартер вместо расчетов в долларах и евро, и Таможенная служба подтверждала интерес бизнеса к таким бартеру. Что собой представляют такие сделки?
— Всплеска классических бартерных сделок — обмена товара на товар — мы не фиксируем. Их доля остается близкой к нулю. Виды торговли, которые встречались в 90—х годах, практически полностью ушли и не занимают ощутимой доли в торговле.
Важно учесть, что Таможенная служба видит контракты, а как на самом деле осуществляются расчеты, видят банки. Вполне возможно, что в контрактах указан товарный эквивалент, а на самом деле произошли взаиморасчеты между третьими лицами за рубежом. Или наоборот — контракт под денежные отношения, а по факту может быть переуступка прав на товар.
Когда резко изменились устоявшиеся правила торговли, ожидать можно было всего, что угодно. То есть действительно прогнозировали, что наверняка бартер может быть востребован. Но сейчас я не могу подтвердить рост бартерных сделок.
«Отвез уголь, завез бананы»
Санкции серьезно осложнили международные расчеты. Под ограничения попали 22 банка, 10 из них отключены от SWIFT, а Тинькофф Банк сам заморозил SWIFT-переводы. Иностранные регуляторы рассматривают связанные с Россией транзакции «под лупой». В результате переводы стали дольше, дороже, участились отказы.
Более того, есть риск, что Запад полностью заблокирует корреспондентские счета российских банков в долларах и евро. Поэтому задача номер один — создать систему расчетов вне доллара, заявлял глава ВТБ Андрей Костин: «Альтернатива — это просто бартер. Отвез уголь, завез бананы».
Доля доллара во внешнеторговых контрактах сократилась примерно на 40%, евро — более чем на 30%. Растут расчеты в юанях, турецкой лире, индийский рупиях, иранском риале. Доля расчетов в нацвалютах (в основном, в рублях) внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) достигла 75%. Россия стала третьей страной в мире (после Гонконга и Великобритании) по платежам в юанях за пределами Китая. Минфин и ЦБ готовят законодательную базу для международных расчетов цифровыми валютами.
«Санкции сделали поставки в Калининград дольше и дороже»
— Как сейчас развивается ситуация с попытками «товарной блокады» Калининградской области?
— Транзит осложнился из-за дополнительного контроля Литовской таможни. ЕС нарисовал для нас определенные квоты, что тоже, безусловно, незаконно. К сожалению, между Калининградом и остальной территорией Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стоят абсолютно враждебные нам страны. Остаются варианты перевозить грузы по морю или авиацией, при том, что самолетами дороже всего.
Сейчас уже курсируют восемь судов — четыре парома и четыре сухогруза на линии порт Усть—Луга — порт Балтийск и порт Бронка (Санкт-Петербург) — порт Калининград. До конца года планируется ввести еще один паром и еще один сухогруз. Таким образом, общее количество судов достигнет десяти. Новые паромы быстроходные, что сокращает время в пути примерно на сутки. Перед таможенными органами в Калининградской области поставлена задача максимально быстро оформлять грузы. Но, безусловно, поставки паромами, по сравнению с железнодорожным транзитом, дольше и дороже, потому что грузы доставляются не по прямому направлению.
В июне Литва отказалась пропускать в Калининградскую область грузы, попавшие под санкции Евросоюза. Автомобильные перевозки оказались полностью запрещены. С 22 июля Литва ослабила ограничения на железнодорожный транзит, установив квоты на объем грузов. Они рассчитаны на основании средних показателей грузопотока за последние годы. Губернатор Антон Алиханов назвал это «издевательством» над жителями региона.
Квоты по ряду товаров, в частности на цемент, почти исчерпаны, поэтому их доставят по морю. Количество паромов на линии Усть-Луга (Ленинградская область) — Балтийск увеличили с двух до восьми, но этого недостаточно, констатировал Алиханов, попросив перевести на рейсы до Калининграда свободные паромы и сухогрузы из других регионов.
— В марте, чтобы снизить удар от санкций, обнулены ввозные таможенные пошлины на часть товаров, прежде всего критического импорта, упрощено таможенное администрирование. Готовятся ли дальнейшие меры? По каким направлениям?
— Льготы будут продлены, но не для всех товаров. Окончательный список пока не сформирован, но уже в высокой степени готовности. Список будет короче, чем был. Часть товаров, которые есть в списке, либо вообще не ввозились, либо ввозились в очень маленьких объемах. В марте сложно было строить прогнозы, потому что ожидать можно было чего угодно. Список получился большой, но по факту он оказался не в полной мере востребован. Поэтому сейчас он уже проработан с учетом более глубокого анализа и полугодового опыта.
Чтобы поддержать импорт, с марта—апреля по 30 сентября были обнулены ввозные пошлины на почти 1300 групп товаров, включая продукты, лекарства, сырье для металлургии и строительства, комплектующие для транспорта. Благодаря этому бизнес сэкономил 23 млрд руб., оценивало Минэкономразвития. При этом министр Максим Решетников предупреждал, что массово меру не продлят.
— Иными словами, на часть товаров вернут ввозные таможенные пошлины?
— Да, и это абсолютно нормальная ситуация. Потому что появился целый пул производителей в России и других странах ЕАЭС, которые готовы поставлять эти товары.
«Под видом параллельного импорта контрафакт не ввозится»
— Первый замглавы ФТС Руслан Давыдов допускал, что параллельный импорт нужно в дальнейшем расширить на все товары и бренды. Актуальна ли по-прежнему эта идея и есть ли опасения, что в таком случае некоторые правообладатели могут приостановить официальные поставки в Россию?
— Здесь законодателем мод выступает Минпромторг, и перечень товаров для параллельного импорта формируется, исходя из потребностей нашей промышленности и рынка. Мы выступаем исключительно как орган, который осуществляет контроль.
Что касается ухода компаний, то каждая компания принимает для себя решение самостоятельно — хотят они быть на нашем рынке или нет. Рынок, как ни крути, достаточно емкий, и каждая компания сама определится, либо эту долю сохранять, либо ее займет кто-то другой.
— Усилился ли контроль за контрафактом в связи с легализацией параллельного импорта? У многих сложилось впечатление, что под видом параллельного импорта могут попытаться больше ввозить контрафакта. Фиксирует ли ФТС рост выявляемых нарушений?
— Среди обывателей действительно бытует такое мнение. Но на самом деле это не так. Под видом параллельного импорта некачественный или опасный товар ни в коем случае не ввозится.
Нужно отдельно акцентировать, что параллельный импорт и контрафакт — разные вещи. Параллельный импорт — это импорт тех же товаров, что и раньше — законно произведенных и соответствующих всем необходимым характеристикам. Но при этом их разрешено ввозить в Российскую Федерацию без согласия правообладателя. Также эти товары могут быть произведены для другого рынка, но ввозятся на наш.
Что касается контрафакта, то это всегда риск нанесения реального ущерба здоровью и жизни людей. С контрафактом мы продолжаем бороться. В этом году фиксируем даже небольшое уменьшение количества выявленных нарушений и возбужденных дел. Но это связано именно с тем, что просто объем импорта уменьшился.
Несколько сотен россиян поймали при попытке вывезти валюту
— В марте Банк России ввел беспрецедентные валютные ограничения, чтобы, в том числе, предотвратить отток капитала из страны. Вырос ли с тех пор незаконный вывод капитала под видом внешнеторговой деятельности?
— В результате совместных действий с Центробанком и ФНС предотвращенный ущерб от незаконно выведенных валютных средств превысил 10 млрд рублей за первое полугодие по сравнению с примерно 1,3 млрд рублей за аналогичный период 2021 года.
— Из России сейчас можно уехать с наличной валютой не более $10 тыс. Выявляет ли ФТС попытки граждан вывезти бо́льшие суммы?
— Уже несколько сотен физлиц были привлечены к ответственности на общую сумму около $4 млн. Раньше вывоз наличной валюты не был ограничен, единственным условием было письменное декларирование. С марта из России запрещено вывозить иностранную валюту на сумму больше эквивалента в $10 000 на человека. Аналогичный рублевый эквивалент нужно задекларировать. При перевозке более $100 тыс., нужно подтвердить происхождение средств.
С 20 по 30 сентября на фоне мобилизации количество выявленных ФТС попыток незаконно вывезти деньги за границу резко возросло. Таможенники предотвратили 557 попыток на общую сумму 160,5 млн рублей.
Нарушителя могут оштрафовать и конфисковать деньги (ст. 16.4 КоАП). Максимальное наказание за попытку вывезти деньги в крупном объеме (в два раза больше разрешенной суммы) — ограничение свободы на срок до двух лет, в особо крупном (в пять раз больше) — на срок до четырех лет.
«На китайской стороне границы построены дворцы»
— Непредвиденный рост грузопотока через границы с Китаем, Казахстаном, Грузией и Арменией спровоцировал очереди на пунктах пропуска, в частности, в Верхнем Ларсе. Какие варианты решения подобных проблем сейчас прорабатываются? Будут ли строить новые пункты пропуска на границах?
— Проблемы вызваны, в первую очередь, недостатком инфраструктуры на пунктах пропуска. Например, на китайской стороне границы построены фактически дворцы, а у нас, к сожалению, процесс реконструкции затянулся. Но, тем не менее, сейчас Минтранс и Росгранстрой очень активно обустраивают пункты пропуска. В Амурской области открылся новый пункт пропуска Кани-Курган с Китаем. В ближайшее время запустится движение товаров через железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское в районе моста через Амур между Еврейской автономной областью и Китаем. Инфраструктурные ограничения, мы надеемся, в течение полутора-двух лет будут сняты, когда закончится запланированная реконструкция всех пунктов пропуска.
Границы с Китаем и Грузией — в числе приоритетных. Мы со своей стороны увеличиваем численность сотрудников таможенных органов в пунктах пропуска и нашли способы повышения объемов оформления товаров. Например, в Верхнем Ларсе раньше товары могли оформляться только в пунктах пропуска, а теперь мы закрепили дополнительно две площадки рядом. Это позволяет большегрузам в ускоренном порядке пройти пункт пропуска и завершить оформление на площадке рядом с ним. Такая же технология реализована в пункте пропуска Кани-Курган, такие же площадки обустраиваются в порту «Кавказ».
Пропускная способность автомобильных дорог ограничена, поэтому недостающие потребности в логистике могло бы восполнить паромное сообщение — за счет увеличения количества и мощности паромов. Такие проекты активно разрабатываются для поставок по Черному и Каспийскому морям. Рост числа паромов на Каспийском море ускорит поставки с сопредельными странами, прежде всего, с Ираном.
Источник: RTVI