В последние годы российская система учета и контроля перевозки древесины претерпела значительные изменения, и в этот процесс вступили новые правила и технологии.
Контроль перевозки древесины с использованием электронного сопроводительного документа, внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС и навигационных пломб — все эти меры направлены на повышение прозрачности, контроль и предотвращение незаконной вырубки лесов и торговли древесиной.
Разберемся подробнее, как нововведения влияют на отрасль, и что меняется для всех участников.
Электронный сопроводительный документ: обязательный и неотъемлемый способ контроля перевозок древесины и продукции ее переработки.
Как известно, требованиями ст. 50.4 Лесного кодекса РФ в обязательном порядке предусмотрено сопровождение каждой перевозки древесины ЭСД (QR-кодом).
И, пожалуй, это самое главное, что необходимо знать об ЭСД (QR-кодах), планируя транспортировку пиломатериалов через территорию России.
Следующее, на что стоит обратить внимание – исключения, установленные тем же кодексом в ст. 50.4 п.3, а именно:
требования формирования ЭСД (QR-кода) не применяются к транспортировке древесины:
1) заготовленной гражданами для собственных нужд;
2) лицом, приобретшим право собственности на древесину в связи с использованием лесов по основанию, предусмотренному настоящим Кодексом, если совершение таких операций осуществляется в границах лесосеки;
3) в объеме до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.
Исходя из положений ЛК РФ, требования формирования ЭСД (QR-кода) на транспортировку древесины распространяются на каждую перевозку древесины, кроме вышеуказанных исключений.
Таким образом, применение иных средств контроля перевозки древесины не позволяют исключить требования Лесного кодекса РФ о необходимости формирования ЭСД (QR-кода) на транспортировку древесины, в том числе, применение навигационной системы ЭРА-Глонасс, которая обязательно используется при перевозках древесины с 1 января 2025 г. согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 25 августа 2023 г. №1378 «Об утверждении Правил ведения государственного лесного реестра», ЛК РФ статья 96.3 или с применением навигационных пломб в отношении лесоматериалов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.2023 № 150.
Разберемся подробнее!
ЭРА-ГЛОНАСС: навигация для контроля.
С 1 января 2025 г. транспортные средства, задействованные в работе лесного комплекса, должны оснащаться аппаратурой спутниковой навигации (АСН) и передавать навигационную информацию во ФГИС Лесного комплекса через госинформсистему «ЭРА-ГЛОНАСС» согласно Постановлению Правительства РФ от 25 августа 2023 г. №1378 «Об утверждении Правил ведения государственного лесного реестра». Это решение, поддержанное Лесным кодексом РФ в ст. 96.3, помогает не только отслеживать местоположение груза, но и эффективно контролировать маршрут его движения.
Важно отметить, что отдельно установленная аппаратура спутниковой навигации передает сигнал только в госинформсистему «ЭРА-ГЛОНАСС», а для соблюдения требований лесного законодательства и передачи навигационной информации во ФГИС Лесного комплекса при перевозке древесины требуется оформление ЭСД (QR-кода), который выступает связующим звеном между «ЭРА-ГЛОНАСС» и ФГИС Лесного комплекса.
Навигационные пломбы: альтернатива «ЭРА-ГЛОНАСС», но не ЭСД (QR-коду).
Нововведением стал механизм применения навигационных пломб в экспериментальном режиме, регулируемый Постановлением Правительства РФ от 02.02.2023 № 150. Эти устройства позволяют фиксировать не только местоположение транспортного средства, но и его движение. Если пломба нарушена, это будет сигнализировать о попытке незаконной переработки или перемещения древесины.
Что касается транзитных перевозок через территорию России, необходимо руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552 «О порядке перевозки отдельных видов древесины и (или) продукции ее переработки грузовым автомобильным транспортом и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое утверждает только перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые допускается перемещение древесины при въезде и выезде с территории Российской Федерации автомобильным транспортом.
Используя добровольно электронную навигационную пломбу (ЭНП) в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 02.02.2023 № 150, становится возможным дополнительно расширить перечень пунктов пропуска, через которые допускается перемещать лесоматериалы, не руководствуясь перечнем пунктов пропуска согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552, а также не исполнять требования об оснащении аппаратурой спутниковой навигации (АСН) «ЭРА-ГЛОНАСС» транспортного средства.
Но использование ЭНП не исключает требования ст. 50.4 Лесного кодекса РФ о необходимости формирования ЭСД (QR-кода) согласно содержанию Постановления Правительства РФ от 02.02.2023 № 150. Более того, применение электронной пломбы обходится достаточно дорого для участников внешнеэкономической деятельности. Так, например, в Беларуси стоимость установки электронной навигационной пломбы — 10 базовых величин (1 базовая величина — 42 белорусских рубля с 1 января 2025 года), отслеживание — 3 базовые величины, снятие — 6 базовых величин. Итого, при сроке транзита пиломатериалов до 10 дней стоимость установки/отслеживания/снятия ЭНП составит порядка 1 932 белорусских рублей (~ 55 500 российских рублей). Уточним, что данная стоимость составляет тариф использования ЭНП на 1 транспортном средстве в течение 1 грузоперевозки. Умножаем парк транспортных средств, задействованных в грузоперевозке пиломатериалов, на стоимость одной навигационной пломбы и voilà – получаем кругленькую сумму.
Стоимость установки и подключения АСН-терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» тоже удовольствие не из дешевых. Однако подкупает долгосрочность использования данного оборудования: один раз установил и на всю жизнь. С учетом увеличенного спроса стоимость АСН-терминала увеличилась в среднем на 20 % по сравнению с прошлым годом, но, тем не менее, обходится пользователю гораздо дешевле.
Исходя из рассуждений выше, можно сделать следующие выводы, говоря о средствах контроля за транзитными перевозками древесины через территорию России:
В настоящее время утверждено несколько средств контроля транспортировки древесины:
1. Электронный сопроводительный документ (QR-код), который требуется оформлять для каждой перевозки древесины.
2. Электронная навигационная пломба (ЭНП), используя которую допускается выполнять транспортировку древесины, не оснащая транспортное средство (АСН)
ЭРА-ГЛОНАСС, а также перемещать древесину через расширенный перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. ВАЖНО! Использование ЭНП не исключает требования о формировании ЭСД (QR-кода).
3. Аппаратура спутниковой навигации (АСН) ЭРА-ГЛОНАСС, которая служит инструментом отслеживания местоположения транспортного средства, транспортирующего древесину, передавая данные во ФГИС Лесного комплекса посредством формирования ЭСД (QR-кода).
Современное законодательство ежедневно меняется, устанавливаются новые объемные требования, в нормативно-правовых актах часто используют сложные формулировки, которые порой могут даже показаться противоречивыми, поэтому иногда контролирующие государственные органы, представленные отделами или инспекторами, не всегда успевают разобраться в нюансах нормативно-правовых актов или могут трактовать положения законодательных актов по-разному, что может спровоцировать участников ВЭД регулярно совершать нарушения, которые могут быть внезапно пресечены.
Источник: ЮРВЕСТ