На крупнейших погранпереходах с КНР «Забайкальск» и «Благовещенск – Хэйхэ» возник затор автомобильных грузов, выяснили «Известия». Фуры и автовозы ждут оформления неделю и больше. С 1 октября в РФ вырастет ставка утильсбора для авто и спецтехники, поэтому продавцы массово везут продукцию по старой цене, что и вызвало перегрузку пунктов пропуска, утверждают в отрасли.
Почему возникла пробка
Логистические компании заявили о заторах грузового автотранспорта на границе с Китаем. Наибольшая нагрузка идет на самые крупные пункты пропуска (МАПП) «Забайкальск» и «Благовещенск – Хэйхэ» со стороны КНР.
— Образовавшиеся заторы привели к увеличению времени ожидания на границе до пяти-семи суток, хотя в штатном режиме эта процедура занимает от 12 до 24 часов, — рассказал «Известиям» директор по логистике транспортной компании Delko Евгений Козырев.
Как отмечает руководитель отдела логистики компании Shuttle Logistic Владимир Гамазков, увеличение заторов может привести к дефициту свободного транспорта для перевозок, оборачиваемость которого в районе МАПП растянулась с одного-двух до семи-десяти дней.
За месяц средний срок ожидания в электронной очереди на МАПП «Забайкальск» увеличился в два раза — до 11 дней, — рассказал «Известиям» президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс») Вадим Филатов. — При этом сместить время пересечения границы не получится. Если китайский партнер не успел доставить груз к приграничной территории в установленный срок, остается заново регистрироваться в очереди, что еще больше затягивает время пересечения границы, отмечает участник рынка.
Заторы на погранпереходах связываются с ростом поставок техники из Китая перед повышением ставок утилизационного сбора, отметил руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов.
Порядка 70% от общего объема перевозимых через границу грузов на МАПП «Забайкальск» и «Благовещенск – Хэйхэ» составляют транспортные средства (ТС) и спецтехника, а остальное — генеральные грузы. Импортеры ввозят легковые и грузовые автомобили, автобусы, строительные машины и все виды ТС, которых потенциально касается повышение, отметил участник рынка.
— Приграничная складская инфраструктура переполнена техникой, которая после таможенной очистки стоит в «поле» в ожидании владельцев, — добавил он. — Оформление на границе идет быстро, но количество «окон» для заезда ограничено, не хватает инспекторов таможни и мест на стоянках.
По данным Shuttle Logistic, в настоящее время на МАПП «Забайкальск» и «Благовещенск – Хэйхэ» объем поставки транспортных средств вырос на 50%, а некоторых видов техники — более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Китайские таможенные службы работают на пределе возможностей. По информации компании Delko, на границе действует электронная очередь. Машины на МАПП прибывают к забронированному времени. Когда же водители получают документы на груз, то в ожидании пересечения границы они вынуждены ночевать в машинах, так как они должны продвигаться в очереди. На дороге есть инфраструктура: стоянки, пункты с душевыми и туалетами, столовые и магазины, отмечают перевозчики.
Федеральная таможенная служба предприняла меры, чтобы избежать аналогичных заторов с российской стороны: отменено обязательное оформление транзитных таможенных операций непосредственно на МАПП. Эту функцию передали ближайшим складам временного хранения, используется процедура предварительного информирования вместо транзитного декларирования, поясняет Владимир Гамазков.
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе ФТС, много транспорта скопилось со стороны Китая, но с нашей стороны пробок нет. ТС, прошедшие пограничный контроль, отрабатываются российским таможенным органом незамедлительно. МАПП «Забайкальск» работает в штатном круглосуточном режиме. В среднем за сутки таможенники оформляют более 700 грузовых машин. По состоянию на 22:20 (время местное) 5 сентября на российском таможенном посту оформлялось 21 транспортное средство.
«Известия» направили запросы в Минпромторг и в Минтранс.
Как пробка может отразиться на стоимости логистики
— На фоне новостей о повышении утилизационного сбора поставщики стараются закупить максимальное количество автомобилей по нынешним тарифам, из-за чего вырос поток техники через границу, — рассказал «Известиям» замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян. — Продавцы создают запасы, которых должно хватить на два-три месяца. Это позволит растянуть рост цен до конца года.
— По итогам января–июля объемы импорта китайских автомобилей выросли на 33%. При этом осенью их цена на внутреннем рынке будет повышаться не резко, а этапами на 10–15%, — считает руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша. — По итогам августа продажи машин выросли на 9% относительно июля и на 35% — по сравнению с аналогичным периодом прошлого.
Коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев полагает, что заторы будут наблюдаться вплоть до 1 октября.
— Рост загрузки МАПП в «Забайкальске» связан и с другими факторами, — рассказал Владимир Гамазков. — Ставки фрахта морского и железнодорожного транспорта возросли, также сохраняется дефицит контейнерного оборудования на территории Китая, отчего участники перевозок перешли на автодоставку грузов, что повлекло за собой увеличение грузопотока через МАПП между РФ и Китаем. Можно прогнозировать, что объемы поставок будут увеличиваться, а соответственно, очереди на погранпереходах не исчезнут и после 1 октября.
— Заторы на МАПП связаны не только с утилизационным сбором, но и с тем, что компании стараются завести больше товаров до наступления китайского государственного праздника — Дня образования КНР и официальных выходных дней с 1 по 7 октября, — отметил Вадим Филатов. — Использовать железнодорожный и морской транспорт еще дольше. Среднее время ожидания порожнего контейнера и свободного места на судне при доставке из Китая в Россию составляет 2,5 недели.
В сентябре средний срок мультимодальной (море и железная дорога) перевозки из Китая по сравнению с маем вырос на 36%, до 55–60 дней. Поэтому, несмотря на пробки, везти грузы автотранспортом получается быстрее, добавил он.
Заторы на МАПП с Китаем приводят к удорожанию логистики. Оборачиваемость фур затормозилась на неделю, что сопоставимо с одной перевозкой в Китай.
— Мы вынуждены закладывать издержки в тарифы, — добавил Евгений Козырев. — С начала августа ставка на перевозку автотранспортом товаров из Китая в Россию выросла еще на 13%.
С начала года тарифы на автоперевозки по некоторым сегментам уже выросли от 30 до 50%, отметил Владимир Гамазков. По информации FM Logistic, за последние две недели увеличение тарифов на доставку из Китая составило около 20%.
Источник: Известия