Дилеры рассказали, почему параллельный импорт авто пока невозможен

Минпромторг РФ в начале мая утвердил список товаров, разрешенных для параллельного импорта, куда в том числе вошли практически все иностранные бренды автомобилей: Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Nissan, Land Rover, Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Audi, Toyota и другие. Почему такая схема ввоза машин в РФ пока не работает в полной мере, а распространяется только на единичные авто.

В Ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) пояснили, что параллельный импорт автомобилей среди дилерского сегмента пока не получил распространения из-за некоторых бюрократических процедур.

“Это и таможня, и сертификация, и вопросы гарантийного обслуживания. Да даже вопрос оформления электронных паспортов остается открытым. Все эти факторы позволяют говорить о небольшом объеме параллельного импорта, который не покроет существующий дефицит”, – считают в ассоциации. При этом в РОАД отметили, что поскольку мировой дефицит машин продолжается, ждать, что в Россию “хлынет поток” автомобилей, когда эти проблемы будут решены, не стоит.

Проблема с одобрением

В дилерском центре “Рольф” рассказали, что сегодня параллельный импорт юрлицами невозможен, поскольку импортер при ввозе авто должен предъявлять таможенному органу ОТТС (Одобрение типа транспортного средства), но использовать ОТТС для этих целей можно только с согласия производителя.

Кроме того, оформленные ранее в России ОТТС все равно не смогут применяться, поскольку они распространяются только на конкретные модификации автомобилей, выпущенные для рынка РФ, а в рамках параллельного импорта в страну повезут автомобили, произведенные для других рынков.

“Поэтому обязательным условием для организации параллельного импорта автомобилей в Россию будет являться предоставление организациям – импортерам возможности вместо использования ОТТС оформлять на каждый новый автомобиль свидетельство о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС) в специальных уполномоченных организациях. При этом, безусловно, оформление СБКТС должно позволять импортеру оформить электронный ПТС на автомобиль”, – заявили в центре. Сегодня же возможность ввоза с помощью такого свидетельства применима только для поддержанных машин или ввоза физлицами для собственного использования, указали в “Рольфе”.

Проблема с поставками

Основными поставщиками автомобилей по параллельному импорту, по словам гендиректора ГК “Автодом” Андрея Ольховского, являются ОАЭ и Германия. Он отметил, что поставляются в основном самые дорогие автомобили, так как они обладают наибольшей маржинальностью для людей, которые занимаются этим бизнесом. “Основные бренды, которые поступают по параллельному импорту – это Mercedes, Range Rover, Lexus, Toyota Land Cruiser и другие. Но пока что, это все точечные поставки, которые не могут конкурировать с официальными импортерами”, – пояснил эксперт.

Замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ “Авилон” Алексей Стариков рассказал, что пока официальной информации о том, через какие страны может быть осуществлен ввоз автомобилей нет. “В любом случае отрасли потребуется время, чтобы разработать стратегию параллельного импорта, и, конечно, предварительно оценить все аспекты данной процедуры”, – сказал он.

Автомобили в дефиците

Стариков отметил, что дефицит автомашин сохраняется во всех сегментах, а имеющиеся запасы на складах “тают с каждым днем”. При этом поставки продолжают китайские производители. “Пока отсутствует понимание точных дат, когда возобновятся отгрузки и закончится перерыв в работе локализованных производств”, – сказал он.

В ГК “Автоспеццентр” автомобили китайских марок Haval, Geely, Chery, Exeed сегодня являются самыми доступными, в дилерских центрах в наличии от 30 авто каждого бренда, заявил гендиректор компании Андрей Терлюкевич.

“Другие самые доступные марки – Kia и Skoda, от 200 автомобилей на дилерских складах. Достаточный запас авто бренда Nissan – более 100. Однако, ограничено предложение по модели Nissan Pathfinder. Что касается авто премиальных брендов, сейчас в дилерских центрах от 30 автомобилей марок Porsche и Infinity”, – рассказал он.

Самой дефицитной маркой гендиректор ГК “Автодом” назвал Jaguar. “Сейчас в ГК “Автодом” есть автомобили всех представляемых брендов – Audi, Mercedes-Benz, BMW, Jaguar, Land Rover. При этом у нас самый большой сток BMW в России – более 150 авто, но ежедневно автомобилей становится меньше и меньше. Автомобилей Audi – примерно 60 моделей, Jaguar и Land Rover – около 30″, – поделился гендиректор.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых автомобилей и LCV (легкие коммерческие автомобили) в России в мае 2022 года снизились на 83,5% по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года и составили 24,268 тыс. штук.

Источник: ТАСС