Дальневосточные порты помогли стране сохранить тренд на рост грузооборота

Пессимистические прогнозы о существенном падении грузооборота на транспорте из-за антироссийских санкций и ухода из страны крупных международных перевозчиков не оправдались. Не без проблем и потерь, но по итогам 2022 года грузовладельцам и транспортникам удалось найти альтернативные пути для доставки товаров.

Перестройка

Международное разделение труда в новых геополитических условиях стало инструментом давления на РФ: оказалось недостаточно “дружественных” и категорически мало собственных судов, а также страховщиков и портов для обслуживания российских экспортных грузов.

Ощутимый удар нанесло то, что девять из 11 глобальных компаний-перевозчиков ограничили транспортировку через морские порты РФ и объявили об уходе из страны. Сильнее всего это затронуло балтийский берег.

Торговля на азиатских рынках, куда была перенаправлена часть экспорта для запада, дала нашей стране возможность противостоять внешнему давлению. Здесь же нашлось чем частично заменить импортное оборудование и комплектующие по позициям, не имеющим российских аналогов.

Изменилась значимость международных транспортных коридоров (МТК). Переориентация грузопотоков идет по направлениям: Восточное, Азово-Черноморский бассейн и коридор “Север – Юг”.

За десять месяцев 2022-го увеличился грузопоток в Китай (на 5,5 процента больше, чем за весь 2021 год), а перевозки по трем веткам коридора “Север – Юг” за тот же период – на 60 процентов, и к 2030-му эксперты прогнозируют рост почти в три раза.

– Почему “Север – Юг” так важен? Он пересекает ряд транзитных коридоров “Восток – Запад”, в том числе идущих в обход России, что позволит затянуть туда ряд транзитных потоков и в перспективе, если нам его удастся создать, поменять мировую логистику глобальных транспортных потоков, – заявил первый зампред правительства РФ Андрей Белоусов.

По планам объем грузоперевозок по Азово-Черноморскому транспортному коридору к 2030 году вырастет с нынешних 180 миллионов тонн в год до 300.

На дальневосточном направлении совокупную провозную способность (включая автомобильные перевозки) планируется довести до 350 миллионов тонн в год. Министр транспорта РФ Виталий Савельев привел показатели на ближайшие три года: в 2022-м только по железной дороге в восточном направлении вывезено 158 миллионов тонн угля и других грузов, в наступившем году планируется 173 миллиона, к 2024 году должны выйти на провозную способность в 180 миллионов тонн.

Новые схемы

Из-за санкций наша страна лишилась на западе существенной части контейнеропотока: только Большой порт Санкт-Петербург потерял 1,2 миллиона TEU. Транзит через железнодорожные пункты пропуска снизился на четверть и был замещен импортом и экспортом. Потребность в переориентации контейнеропотока с северо-запада на Дальний Восток оценивается в 600 тысяч TEU в год.

– Главный тренд в логистике: грузы, которые раньше перегружались в портах Северо-Запада для доставки в страны АТР, сейчас обрабатываются на Дальнем Востоке. Естественно, выросла нагрузка на железную дорогу и порты. Это, по сути, единственное магистральное направление, где есть прирост внешнеторгового контейнерного трафика. Обратная сторона этого процесса – увеличение срока доставки грузов, – прокомментировала ситуацию коммерческий директор Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) Елена Казарина.

Физические объемы товаров, ввозимых на Дальний Восток, по данным ДВТУ, увеличились на треть. Основными торговыми партнерами стали Китай, Южная Корея, Япония и Вьетнам. Порты загружены на 95-115 процентов. Это приводит к очередям из судов, особенно в портах Владивосток и Восточный, ожиданию выгрузки до десяти дней, а отправки контейнеров из порта – до 13-ти.

В этих условиях железнодорожникам вместе с партнерами пришлось организовывать дополнительные контейнерные поезда из Центральной России в направлении Дальнего Востока. Обратная загрузка – импорт.

Так, транспортная группа FESCO запустила в октябре контейнерный сервис FESCO Kuban Shuttle по маршруту Владивосток – Тимашевск (Краснодарский край). Поезда отправляются раз в две недели из ВМТП, время в пути – 12- 13 дней. Идет наработка товарной базы для обратной загрузки сервиса. В планах – еженедельные отправки.

В ноябре прошлого года проблему с перевозками на восток обсудили в правительстве страны с участием главы государства. Минтранс предложил увеличить отправки контейнерных поездов на три пары в сутки до конца 2022 года.

Главный тренд: контейнеры, которые раньше перегружали в портах северо-запада для доставки в страны АТР, сейчас обрабатывают на Дальнем Востоке

Кроме того, чтобы справиться с контейнерными заторами в портах Дальнего Востока, перевозчики при нехватке фитинговых платформ стали использовать полувагоны для отправки контейнеров на запад.

РЖД активно применяет на полигоне сверхтяжелые сдвоенные поезда массой 14200 тонн.

– Та же самая инфраструктура делает в два раза больше работы: в одну сторону везем уголь, в другую – контейнеры. Мы разработали разные технологические схемы размещения контейнеров в полувагоне, что позволило в три раза сократить время на их погрузку, – рассказал замглавы РЖД Алексей Шило.

Линий стало… больше

Контейнерный экспорт меняет балтийские терминалы на дальневосточные, так как здесь больше работающих морских линий. На смену ушедшим из России транспортно-логистическим гигантам с европейской пропиской пришли новые игроки.

По информации ИАА “Портньюс”, на конец 2021 года в Дальневосточном бассейне работало 15 линий, а по состоянию на сентябрь 2022-го их было уже 27. При этом отмечается, что средняя номинальная вместимость судов сократилась с 2500 TEU до 650 TEU.

Из последних новостей: для обслуживания растущих контейнерных перевозок на линию Наньша (Китай) – Владивосток заходит китайская группа Shenzhen Neptune Logistics. На данный момент в направлении портов Дальнего Востока работает крупнейший в Китае перевозчик Cosco Shipping Holdings Co.

Транспортной группе FESCO пришлось недавно поставить второе судно на регулярную морскую линию с Вьетнамом: Владивосток – Хайфон – Хошимин – Владивосток. Регулярность – два раза в месяц, время в пути – до 12 суток. С ноября 2022-го Хошимин выступает портом трансшипмента при отправке в Россию контейнерных грузов из Таиланда, Малайзии, Индии и Пакистана, что позволит сократить сроки доставки грузов между странами АТР и гаванями Дальнего Востока.

Санкции санкциями, а связи развиваются, в том числе и с не совсем дружественными странами. Так, между подмосковным агрохабом “Селятино”, мэром южнокорейского Донгхэ и представителями бизнеса из этой страны подписано соглашение о старте мультимодального сообщения через порт Владивосток. На российский рынок в контейнерах будут поставляться корейские автомобили и другие промышленные товары, а из России – продукция для производства кормов для животных, мука, замороженный минтай. Ожидается открытие поставок говядины, свинины и курятины из Подмосковья.

Источник: Российская газета