Выявленные схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерацииза 2024 год

Одним из примеров выявления схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации, является выявление у физических лиц фактов нарушения требований права Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, выразившихся в перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС под видом товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях (далее – МПО).

Так, по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, проведенной в отношении физического лица – гражданина РФ, установлено, что товары, перемещённые в МПО в адрес указанного лица, не являются товарами для личного пользования.

Международные почтовые отправления – посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории ЕАЭС из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию ЕАЭС в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию ЕАЭС (подпункт 19 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Пунктом 8 статьи 286 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве пассажирской таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных пунктом 9 названной статьи и (или) установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 10 указанной статьи, – в качестве декларации на товары.

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования регламентированы главами 37, 40 ТК ЕАЭС, главой 35 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС – это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы ЕАЭС и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ЕАЭС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Согласно статьям 260, 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством (например, в соответствии со статьей 263 ТК ЕАЭС перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом багаже товары, указанные в подпунктах 1 – 5 пункта 1 названной статьи, могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки по таможенной территории ЕАЭС).

Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.

При этом необходимо иметь в виду, что количественные характеристики товаров и частота пересечения физическим лицом таможенной границы ЕАЭС и (или) перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС этим физическим лицом или в его адрес, дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, к товарам для личного пользования определяются Комиссией, к полномочиям которой также отнесено формирование на основании актов, входящих в право ЕАЭС, устанавливающих запреты и ограничения, сводного перечня товаров для личного пользования, в отношении которых при перемещении через таможенную границу ЕАЭС подлежат соблюдению запреты и ограничения, размещаемого на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет (пункты 5 и 9 статьи 256 ТК ЕАЭС).

По результатам проверки структуры потока МПО, поступивших на имя физического лица, в проверяемом периоде выявлены факты перемещения физическим лицом товаров для личного пользования в количестве, значительно превышающем естественные потребности, что свидетельствует о коммерческом характере поставок (с целью осуществления последующей продажи и извлечения прибыли).

Сумма доначисленных и довзысканных таможенных платежей составила свыше 10 млн. рублей. По признакам преступления, ответственность за которое установлена статьей 194 УК РФ, возбуждено уголовное дело.

Источник: ФТС России