Одним из примеров выявления схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации, является выявление у физических лиц фактов нарушения требований права Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, выразившихся в перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС под видом товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях (далее – МПО).
Так, по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, проведенной в отношении физического лица – гражданина РФ, установлено, что товары, перемещённые в МПО в адрес указанного лица, не являются товарами для личного пользования.
Международные почтовые отправления – посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории ЕАЭС из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию ЕАЭС в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию ЕАЭС (подпункт 19 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Пунктом 8 статьи 286 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве пассажирской таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных пунктом 9 названной статьи и (или) установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 10 указанной статьи, – в качестве декларации на товары.
Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования регламентированы главами 37, 40 ТК ЕАЭС, главой 35 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС – это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы ЕАЭС и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ЕАЭС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Согласно статьям 260, 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством (например, в соответствии со статьей 263 ТК ЕАЭС перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом багаже товары, указанные в подпунктах 1 – 5 пункта 1 названной статьи, могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки по таможенной территории ЕАЭС).
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.
При этом необходимо иметь в виду, что количественные характеристики товаров и частота пересечения физическим лицом таможенной границы ЕАЭС и (или) перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС этим физическим лицом или в его адрес, дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, к товарам для личного пользования определяются Комиссией, к полномочиям которой также отнесено формирование на основании актов, входящих в право ЕАЭС, устанавливающих запреты и ограничения, сводного перечня товаров для личного пользования, в отношении которых при перемещении через таможенную границу ЕАЭС подлежат соблюдению запреты и ограничения, размещаемого на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет (пункты 5 и 9 статьи 256 ТК ЕАЭС).
По результатам проверки структуры потока МПО, поступивших на имя физического лица, в проверяемом периоде выявлены факты перемещения физическим лицом товаров для личного пользования в количестве, значительно превышающем естественные потребности, что свидетельствует о коммерческом характере поставок (с целью осуществления последующей продажи и извлечения прибыли).
Сумма доначисленных и довзысканных таможенных платежей составила свыше 10 млн. рублей. По признакам преступления, ответственность за которое установлена статьей 194 УК РФ, возбуждено уголовное дело.
Источник: ФТС России