По подсчетам замдиректора института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайского народного университета Лю Сюй, товарооборот между двумя странами может преодолеть отметку в $250 млрд. При очевидном тренде на рост взаимная торговля столкнулась с беспрецедентными трудностями с проведением платежей. Подробности — в материале «Известий».
Торговля между Россией и Китаем в 2024 году развивается крайне неровно, так как объемы от месяца к месяцу падают и растут. Отсутствие устойчивого подъема беспокоит участников рынка, особенно с учетом бурного роста в течение предыдущих лет.
Так, по итогам 2022 года объем торговли увеличился на 29,3% и достиг $190 млрд, а по результатам прошлого года рост составил уже 26,3% ($240 млрд).
Ранее председатель КНР Си Цзиньпин обозначил отметку в $250 млрд по итогам 2024 года, преодолеть которую всё еще возможно, несмотря на сложности в торговле.
Передовые и отстающие
Экспорт российских товаров в Поднебесную увеличивается. По итогам I полугодия, по данным Главного таможенного управления Китая, рост составил 4% по сравнению с I полугодием 2023 года, и равен $65,2 млрд.
Наиболее значительный рост российско-китайского товарооборота наблюдается в нефтяной отрасли. В I полугодии 2024 года экспорт российской нефти и нефтепродуктов вырос на 9%, а в денежном выражении превысил $50 млрд.
Среди других востребованных экспортных товаров — алюминий и изделия из него (рост на 64% до $1,8 млрд), металлические руды (рост на 15% до $2,3 млрд), древесина (рост на 2% до $1,7 млрд), сельхозпродукция, главным образом рыбная и масложировая продукция, морепродукты.
Проблемы наблюдаются в электроэнергетике. За первые полгода 2024 года объем экспорта электроэнергии в КНР снизился на 76% (в сравнении с итогами I полугодия 2023 года). Россия выручила всего $21,5 млн.
По итогам I полугодия экспорт угля сократился на 15,2%, до 43 млн т, СПГ — на 9,2%, до 3,5 млн т, однако растут поставки платины и палладия.
КНР не заинтересована в приобретении конечного продукта, полагает завкафедрой международных отношений и мировой экономики ИБДА Президентской академии Виталий Эпштейн. «Например, китайцам не нужны пиломатериалы и готовые изделия в виде фанеры или ДСП. Им интересна покупка круглого леса (кругляк), который стоит гораздо меньше, при этом переработка будет происходить на китайских заводах с использованием китайских рабочих рук», — рассказал он.
По мнению эксперта, Китай получил от двусторонних отношений большие преференции, так как является ключевым, иногда единственным покупателем. «Так, действующий дисконт в виде 28% крайне выгоден китайцам, и на таких условиях Пекин готов расширять торговлю», — отметил он.
Китай, в свою очередь, снизил поставки оборудования и комплектующих, например тракторов, насосов, транасформаторов и пневмоинструментов — на 15% по итогам I квартала 2024 года к аналогичному периоду 2023 года. Частично это объясняется российским импортозамещением по этим позициям.
В то же время после временного снижения по итогам I квартала 2024 года на 35,4% (до $6,2 млрд) увеличился импорт китайских автомобилей в Россию. Китай нарастил и поставки запчастей — на 18,3%, или до $1,2 млрд
При этом импорт грузовиков упал на 23,9% (до $1,3 млрд).
Также, по сообщениям Reuters со ссылкой на минторг США, значимо снизились поставки чипов из Гонконга — на 28% по итогам первых пяти месяцев 2024 года.
Минэкономразвития не ответило на запрос «Известий» о перспективах товарооборота с Китаем, а Банк России отказался от комментариев на тему расчетов с китайскими компаниями.
Довлеет неопределенность
В марте и апреле импорт продукции из Китая в Россию падал на 16% (до $8,3 млрд) и 13% соответственно. Важнейшим препятствием, мешающим развитию трансграничной торговли между Россией и Китаем, является невозможность провести оплату за поставленные или заказанные товары.
По статистике только 2 из 10 платежей от российской стороны спустя 2-3 месяца ожидания доходят до адресата — счет компании-контрагента. В остальных случаях деньги возвращаются отправителю. Это связано с опасениями китайских финансовых организаций вторичных санкций со стороны США. Несколько китайских компаний уже попали под санкции в рамках 14-го пакета, опубликованного в июне 2024 года. Другие организации рисковать не спешат и отказывают в проведении операций.
Одно из последствий — неопределенность, которая довлеет над китайско-российским партнерством. Задержки с оплатой или неполучение — нарушение условий договора поставки. Вместе с тем причины этих нарушений очевидны и не зависят от российских контрагентов напрямую.
На помощь российским импортерам приходят компании-посредники. За комиссию от 3 до 10% они готовы перевести деньги на счет компаний в Китае и предоставить хаб в виде промежуточного пункта назначения партии товаров не напрямую в Россию.
Тем не менее в ситуации неопределенности расцветает мошенничество, комментирует управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. «Российские компании уже сталкивались с предложением посреднических услуг от злоумышленников. После получения денег «компании» исчезают. Также распространена хитрость с отправлением электронных писем с просьбой оплатить по новым реквизитам — якобы от партнеров», — рассказала она.
Что поможет российско-китайской торговле
Необходимо срочно решать проблему с трансграничными платежами, причем на самом высоком уровне, сходятся во мнении опрошенные эксперты.
Среди вариантов — открыть новый банк или делегировать существующему основной массив трансграничных расчетов между российскими и китайскими партнерами. «Функции банка в этом случае крайне ограничены, так как структура тут же попадет под западные санкции, и к этому нужно быть готовым», — считает Косарева.
Среди других решений — взаимное одобрение использования международной платежной системы, независимой от санкций, под которые попала российская СПФС. «Самый очевидный кандидат — платформа BricsPay, широкое внедрение которой обсуждают на встречах стран — участниц БРИКС+», — добавила аналитик из «ВМТ Консалт».
Помимо решения проблем с трансграничными расчетами, росту товарооборота будет сопутствовать модернизация и расширение железнодорожной инфраструктуры, особенно БАМ и Транссиб, считает директор ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
«Это увеличит провозную способность и позволит нарастить темпы поставок несырьевых товаров из сельскохозяйственного и металлургического сектора», — говорит он.
Источник: Известия